Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери). Исследовательская работа по литературе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка» Жанр философской сказки в творчестве сент экзюпери













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

развивающая:

  • развивать читательский интерес учащихся;
  • развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:

  • учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
  • учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу,
  • формулировать гипотезы,
  • оценивать свою учебную деятельность.

Учебно-информационные:

  1. работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:

  • формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
  • развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала с использованием групповой формы работы и ИКТ.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов, анализ, групповая работа и использование ИКТ.

Оборудование: презентация в “Microsoft Office PowerPoint” раздаточный материал, текст.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

2. Объявление темы урока, целеполагание.

Прочитайте тему нашего урока и скажите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Слайд 2)

Исходя из темы, определите цель урока. О чём мы с вами будем размышлять? (Слайд 3) Что символизируют баобабы?

  • Какой скрытый смысл заложен в словах писателя?
  • Будем учиться анализировать художественное произведение и работать в группе

    II. Анализ произведения.

    1. Беседа с классом.

    Прочитав сказку “Маленький принц”, вы соприкоснулись с чудом. Это чудо – мальчик, который жил на планете величиной с дом. Мальчик с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый. (Слайд 4)

    Как он относился к своей планете? (Он каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал ростки баобабов.)

    Какое у него было правило? (“Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”).

    На планете Маленького принца, как на любой другой планете, есть хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Это ужасные, зловредные семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобабы не распознать вовремя, они завладеют всей планетой и разорвут ее на клочки. (Слайд 5)

    Что символизируют баобабы? (Баобабы – это те силы, которые мешают жить человечеству, которые могут взорвать планету; это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная)

    Вывести определение порока (Слайд 6)

    Какая же опасность подстерегает детей? Об этом мы узнаем, когда вместе с Маленьким принцем отправимся в путешествие по планетам, которые он посетил.

    Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

    2. Путешествие Маленького принца (работа в группах).

    Сейчас я предлагаю вам поработать в группе.

    1. Возьмите зелёный лист с заданием. (Приложение 1)

    2. Прочитайте вопросы и распределите их между членами группы.

    3. Обсудите совместно, что каждый из вас будет отвечать.

    4. При ответе вы можете использовать опорные слова из правой колонки.

    Кому не понятно задание? Приступайте к работе. У вас 10 минут.

    3. Выступление групп. (Слайд 7)

    Сейчас вам предстоит выполнить задание на жёлтом листе (Приложение 2) , где указаны обитатели планет. Слушая внимательно выступления одноклассников, запишите, пожалуйста, главную черту характера каждого из них (1-2 слова).

    После выступления групп.

    Итак, называем обитателя планеты и главную черту его характера. (Слайд с баобабами-пороками 7)

    Так какая опасность подстерегает детей? Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!” (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

    Ребята, но в современной жизни есть ещё множество пороков, с которыми каждый должен бороться. Я приглашаю вас на небольшую экскурсию в Москву, на Болотную площадь, где находится знаменитая скульптурная композиция Михаила Шемякина “Дети – жертвы пороков взрослых”, которая была открыта в сентябре 2001года. (Видеоряд) (Слайд 8)

    В чём смысл противопоставления золотых фигур детей с завязанными глазами и жутких монстров? (Жуткие человеческие фигуры с головами зверей – это “баобабы”, которых следует остерегаться детям)

    Вывод . Итак, если за планетой не следить, не развивать в себе такие качества, как аккуратность, трудолюбие, планета может погибнуть. И, если душа человека неухожена, то человек станет дурным и тоже погибнет для мира людей, останется один.

    Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.) (Слайд 9)

    НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

    Какие добродетелям приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля? (Слайд 10)

    Задание VII группе.

    1. “Земля – планета не простая!...” (Продолжите цитату)

    2. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?

    3. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?

    4. Какие жизненные истины открыл ему Лис? (Главный урок – урок науки любви. Любовь – это труд.)

    Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Чтобы защитить Розу)

    А. де Сент-Экзюпери писал: “... я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы”. Если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку “Маленький принц”? (Чтобы стать умнее, узнать новое, побеждать пороки, воспитывая добродетель, научиться дружить, любить.) (Слайд 11)

    Обобщение. Эта книга – завещание. Какие же заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своём произведении? Давайте их озвучим. А для этого вам необходимо выполнить ещё одно задание на розовом листе (Приложение 3) : продолжить фразу (найти правильную концовку)

    (Слайд 12)

    III. Подведение итогов

    Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось узнать, получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

    Рефлексия (Слайд 13)

    Выберите одну фразу и продолжите её:

    • Сегодня на уроке я научился (ась)...
    • Сегодня на уроке я узнал(а) .....
    • Сегодня на уроке мне понравилось....

    Недаром говорят, что всё гениальное просто. Эта фраза хорошо характеризует произведение Антуана де Сент Экзюпери, известное каждому с детства. Вряд ли найдется сегодня человек, который и не слышал ничего о «Маленьком принце». Этот простой, внешне незамысловатый текст, давным давно растасканный на цитаты, прочно вошел в массовую культуру общества. Почему? Вероятнее всего из-за своей простоты и доступности каждому. Но при всей простоте и вполне заслуженной популярности, язык не поворачивается назвать эту книгу «попсой» из-за того вульгарного и похабного значения, в котором сегодня принято употреблять это слово. За каждой фразой «Маленького принца», за констатацией простых истин, кроется невероятная философская глубина. Те, кто хорошо знаком с творчеством Экзюпери не будут спорить с тем, что этот французский летчик был глубоким философом, мудрецом и борцом за высшие ценности. Это он демонстрирует в «Цитадели» и в других своих произведениях. Однако большинству Экзюпери известен как автор «Маленького принца», и совершенно точно именно в этой сказке-притче квинтэссенция всего его творчества.

    «Все взрослые когда-то были детьми»

    В этой фразе автора выражается целая философия, пронизывающая произведение. Тема противопоставления «Взрослости» и «Детскости» одна из основных тем . И речь здесь, конечно же, идет не о биологическом возрасте. За этим противопоставлением скрывается сразу несколько антитез с глубоким философским содержанием, «Формальность» и «Творчество», «Замкнутость» и «Открытость», «Насущное» и «Вечное». Маленький принц — образ вечного ребенка, который живет в каждом человеке и который всё менее и менее проявляет себя, когда мы взрослеем, не в биологическом, а скорее в нравственном плане. «Взрослого» не интересуют вечные вопросы, его волнует сколько денег он заработал, сколько звезд на небе, и ему нужно справиться со злосчастной гайкой, чтобы починить самолет, ведь иначе, когда кончится вода, гибель неминуема. Но тут появляется маленький принц, который смотрит на всё с детской непосредственностью и ему совершенно непонятна важность гайки, для него важно другое. И стоит только задуматься об этом, как происходят чудеса. «Наверное я старею», - думает рассказчик, пытающийся починить самолет. Взрослые очень любят цифры — цифры это конкретное, поверхностное, символичное, не позволяющее проникнуть внутрь, «взрослые» живут этим вопросом «сколько» и совсем не задумываются о вопросе «Зачем». «Зачем нужна власть, если нет подданных», «Зачем нужно пить?», «Зачем нужно рисовать карты или ». Из всех «взрослых» вопросом зачем задается лишь фонарщик, понравившийся маленькому принцу больше других, и тот понимает, что включать и выключать фонарь нужно только потому, что так повелось. В детстве мы постигаем вечные ценности - любовь, дружба, ответственность. Для взрослых это уже просто слова, концепты, в них нет того глубокого смысла, который вкладывает ребенок.

    Исторический контекст

    Читая сказку «Маленький принц» мало кто может подумать, что написана она в 1943 году, в самый разгар катастрофы — мировой войны. На родине писателя, как он сам скажет в посвящении «холодно и голодно». Недаром книгу он посвящает своему другу, когда тот был ребенком, посылая ему в далекую военную Францию частичку детского тепла и непосредственности, ведь он так нуждается в утешении. Своей простой доброй сказкой автор как будто хочет показать, до чего довела взрослость, недопонимание, формализм и невнимание к самому дорогому, к тому что есть внутри нас. Люди убивают друг друга.

    Важно, что сам писатель в тот момент, когда он создает это произведение, живет в Америке. Экзюпери не любил США и много раз честно в этом признавался. И не любил он эту страну как раз за её ненормальную гипертрофированную «взрослость», выражаясь философским языком Экзюпери. Америка — страна бизнеса, денег, страна цифр и карт, того, что так не понятно маленькому принцу, всё это наносное, ненастоящее. Уже тогда, в 40-е в Америке чувствовался этот дух «деловитости» в плохом смысле этого слова, ведь недаром ещё до этого английский классик Диккенс сказал, что миссия Америки — опошлить вселенную. Вероятно во «взрослости» Экзюпери очень много «американскости».

    «Он раздавал только разумные приказы» Планета короля — один из самых интересных моментов книги. Здесь, в образе короля, наиболее ярко показана двойственность всех обитателей планет — взрослых персонажей, в которых есть что-то для того, чтобы вернуть в себе эту детскость, чтобы снова научиться чувствовать и понимать непреходящие ценности. Только почему-то они этого не замечают. С одной стороны король из книги Экзюпери — философствующий правитель, каких на самом деле не хватало истории, он не противоречит ходу событий, а лишь старается узаконить его. Ведь зачем повелевать то, что всё равно не будет исполнено? В среде литературоведов, рассуждающих о книге Экзюпери, встречалось даже сравнение короля с Кутузовым, который своей мудростью и осторожностью выиграл войну, наблюдая за ходом событий и умело их используя. Но у короля есть и другая сторона — власть ради самой власти. Король властолюбец и ему всё равно, есть ли у него подданные, для него самое главное лишь то, что он может править, а кем и зачем править — вот это не важно. А ведь это бич многих правителей. В соотношении двух сторон — с одной стороны власть ради себя самого, а не ради того кем ты правишь, а с другой стороны осознание необходимости этой власти и заботы о своих подданных. В этой теме, которую условно можно назвать «философией власти» Экзюпери снова проявляется исторический контекст, чувствуется боль тоталитарных режимов. Ведь что такое тоталитарный режим — это власть ради власти, это система в которой люди винтики, и в которой правителей мало волнует, способны ли эти люди выполнить его чаяния, подданные — это ресурс, а не инструмент, и уж тем более речи быть не может о «приказе полезном для подданного» (а король из сказки назначает маленького принца послом, понимая что ему важно продолжать путешествие). Тема авторитарных режимов тоже не могла не волновать Экзюпери, в 1936 году , в тот год, когда там началась гражданская война, приведшая к власти Франко, строки своей великой сказки он писал в годы мировой войны, развязанной немецким нацистским режимом.

    Во фразе короля «Если я прикажу своему подданному полететь ласточкой, а он этого не сделает, кто будет в этом виноват?» целая глубокая политическая философия. И примечательно в этой теме то, что показывая двойственность феномена власти в образе короля и заставляя читателя задуматься о её сути, целесообразности и предназначении.

    Экзистенциализм наоборот

    В сказке очень много экзистенциальных моментов, вся сказка это философия бытия, она , о вечных ценностях, о том, зачем человек существует на этой земле. Ведь маленький принц не случайно появляется именно тогда, когда «взрослость» начинает побеждать над детскостью. В отличие от своих земляков, Ж. П. Сартра и А. Камю, не признававших ни дружбы, ни любви, и думавших о бесцельности существования, Экзюпери наоборот пытается возродить эти ценности, пытается вернуть культ искренности, дружбы и любви, показав что именно в них скрыт подлинный смысл существования. Это своеобразный экзистенциализм наоборот, это философия дающая утешение в том самом мире, в котором уже не во что верить, это история возвращающая утерянный смысл жизни.

    Евангелие от Экзюпери

    Если произведение «Сто лет одиночества» называют библией от Гарсия Маркеса, то «Маленький принц» это точно Евангелие от Экзюпери, в сказке можно заметить немало христианских мотивов, в появлении маленького принца и его разговоре с летчиком явно просматривается тема спасения души. Маленький принц — предстает как мессия, как спаситель, пришедший на землю, чтобы вернуть ей утраченное, чтобы дать утешение и если это будет возможно - вернуть веру. Маленький принц погибает в конце книги — он погибает человеческой «взрослой» смертью от укуса змеи. Но умер ли маленький принц? Скорее всего он просто вернулся в свой мир, на свою планету, где он будет ухаживать за розой и любоваться закатом солнца. Рассказчик верит в то, что маленький принц не умер, он просто улетел, но он обязательно вернется, обязательно должно быть второе пришествие. И быть может, он действительно возвращается, возвращается в каждом из нас. Хотя, с того момента как Экзюпери писал эту сказку и после того как он остался в небе, однажды не вернувшись из полета, мир стал ещё более жестоким, «взрослость» всё больше берет в нас верх, а наносные ценности представляют большую важность, замещая в наших сердцах что-то вечное, мы уже не способны любить просто так.

    Любить просто так

    В завершение своего размышления о книге Экзюпери хочется вспомнить ещё пару цитат, ставших простыми истинами для каждого с детства. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - слово приручить, у Экзюпери вовсе не имеет научного значения «одомашнить» или «присвоить», приручить — значит понять, познать, проникнуться, сделать частью себя. Это как раз о любви просто так, о дружбе ради самой дружбы, о духовной близости, которой так не хватает. О том же самом говорит и фраза: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - она звучит из уст Лиса, персонажа, который символизирует дружбу, настоящую и искреннюю, дружбу просто так. Экзюпери призывает нас жить сердцем, научиться чувствовать и впустить в себя этого маленького принца, это прекрасное настоящее, которое точно есть в душе каждого, его нужно просто увидеть, но не глазами, а сердцем.

    Конечно же в этой короткой статье я затронул далеко не все, а лишь некоторые, наиболее важные для меня, моменты в философии А. Экзюпери. Напоследок сделаю ещё одно замечание. Всё, что было написано выше — это лишь моё понимание книги Экзюпери. Возможно, вы, прочитав, увидите в ней что-то другое. И это самое прекрасное, что есть в литературе, я считаю что формула «Этим автор хотел сказать то-то...» - самая главная ошибка литературоведения. Важно не то, что хотел сказать автор, а то, . И прекрасно, если каждый откроет в книге свои собственные смыслы, а не станет пересказывать хрестоматию, ведь самого главного глазами не увидишь. Я думаю, Экзюпери понравилось бы такое понимание литературы, ведь маленький принц живет в каждом из нас и он для каждого свой.

    Контрольная работа

    по зарубежной литературе (вторая половина 20 века)

    Тема: «Сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: особенности жанра и образной системы»


    Введение

    Блистательной плеядой имен одарила мировую литературу Франция XX века: от Пруста и Бретона до Юрсенар и Саррот… Но если кто и стоит в этом ряду особняком, – по крайней мере, для русского культурного сознания, – то это Антуан де Сент-Экзюпери. Сент-Экзюпери был одним из пионеров авиации, талантливым писателем и поэтом, моралистом, мыслителем-гуманистом, искателем, героем.

    Мы с детства верим в добрые сказки. Тем более если они написаны рукой талантливого, искреннего романтика. Таким был Сент-Экзюпери, которого друзья и знакомые звали попросту Сент-Эксом. Автор прогремевших по всему миру книг «Ночной полет», «Земля людей», «Южный почтовый» и, конечно же, «Маленький принц».

    Мало какому писателю досталась читательская любовь, подобная той, какая выпала на долю автора «Маленького принца». Любовь такого рода можно испытывать к ветру, облакам, летнему вечеру, первому снегу, ночной бабочке, внезапно опустившейся на кисть вашей руки; чувства, которые связывают нас с другими людьми куда более громоздки и обременительны, они отягощены требовательной благодарностью, тягостным братством общей судьбы; в нашем восхищении ближними неизбежно присутствует неосознанная соревновательность. Читательская любовь к Антуану де Сент-Экзюпери сродни безнадежной страсти жителей пустыни к фонтанам и цветам, которые, как им казалось, должны бы ждать их в раю, а не при жизни.

    Многие прочитали «Маленького принца» в детстве, или в очень ранней юности, как раз в то время, когда уже начинаешь осознавать свое одиночество и нелепую зависимость от воли окружающих взрослых, а стратегия «партизанской войны» с ними еще не продумана; мир кажется не только враждебным, но и весьма мрачным местом. И тут появляется Антуан – тот, который все понимает. Тот, который понимает немного больше, чем мы сами, и гораздо больше, чем прочие. «…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать», – снисходительно замечал Экзюпери.

    Антуан де Сент-Экзюпери относится к разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки. И не потому, что он ставил себя когда-либо над людьми. Наоборот, никто не был так близок к людям, так человечен во всеобъемлющем смысле этого слова. Но своими моральными качествами, своим интеллектом, своей деятельностью – одним словом, своей судьбой Сент-Экс возвышается над обычным человеческим уровнем и относится в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других, и в особенности для молодежи, примером.

    Ремесло пилота – битва, постоянное сражение с титанами, со стихиями: ураганом, грозой, мраком, холодом. В этом постоянном противоборстве происходило рождение человека, воспитание личности. Именно этот процесс и привлекал писателя больше всего. И хотя он писал, что полет – познание, что через стекло в пространство смотришь, как в микроскоп, влекло его прежде всего то, что происходило в кабине, в человеке у штурвала самолета, влекло и вдохновляло, поскольку там рождалась человечность, формировался «взгляд на мир», новое миропонимание, новая философия.

    Немного о «Маленьком принце»

    Сюжет сказки-поучения «Маленький принц» был навеян следующим событием: 29 декабря 1935 г. за 200 км от Каира, пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках. Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после аварии.

    Уже в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика – когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

    Сказка, написанная для детей, получила столь широкую известность благодаря исключительной поэтической атмосфере, созданной образной и символической структурой рассказа, и тому, что она предназначена не только детям, «а и взрослым, которые остались детьми». Популярности сказки способствовали также выполненные автором рисунки.

    «Прошу прощения у детей за то, что посвятил эту книгу взрослому. Но у меня есть для этого уважительная причина: этот взрослый – мой лучший друг. Есть у меня и другая причина: этот взрослый понимает все, даже детские книжки. И еще третья причина: этот взрослый живет во Франции, где ему холодно и голодно. Он нуждается в утешении. Если все эти причины недостаточно вески, я готов посвятить эту книгу ребенку, которым был когда-то этот взрослый. Все взрослые были раньше детьми. (Но мало кто из них помнит об этом.)» – так писал в предисловии книги Сент-Экзюпери.

    Опубликованное в 1943 году как детская книжка, эта поэтическая сказка – о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.

    «Маленький принц», пожалуй, если не лучшее, то самое известное произведение Сент-Экзюпери. Нередко, исходя из основных выводов и положений этой книги, судят о личности Сент-Экзюпери; иногда отождествляют его с героем сказки. Все это, конечно, не совсем так.

    В произведении очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «…А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…». Его простота – это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

    Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери – это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что бы видеть мир так, как видел его Экзюпери.

    Язык его произведения естественен и выразителен. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Столь же свежи и естественны многие его метафоры, писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать».

    В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

    Повествовательная манера обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей – так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он никогда не обманет. Чувствуется присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

    Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

    Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Он рожден из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио – потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звездное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается еще в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли, развитые в сказке).

    Сказка и притча в сказке-притче

    Как донести до сознания ребенка простые истины? Прямой нравоучительный рассказ может вызвать противоположный эффект, а сказка не будет воспринята всерьез.

    Для достижения этой цели Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. На самом деле, удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

    Что такое «сказка»? Сказка – жанр литературного повествования. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел. К главным признакам сказки относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется».

    Не будем вдаваться в подробности относительно характеристики видов сказок. В нашем случае речь идет об авторской сказке. Для нее характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы». Авторскую сказку от других отличает также «двойное бытование». Авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми. Причем не важно, какому читателю сказка адресована, о чем свидетельствуют два равноценных процесса: превращение «взрослых» книг в «детские» и обратно.

    Соответствует ли «Маленький принц» данному определению? Необычная встреча летчика и Маленького принца с «астероида В-612» – маловероятный факт в реальной жизни. Сказочность можно подтвердить и по другим имеющимся в тексте жанровым признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи.

    Однако не следует думать, что если используется жанр сказки, то она будет наивна. Очень часто Экзюпери ставили в упрек кажущийся примитивизм сказки. Писатель и не скрывал, что ищет простые истины. Простые, в данном случае, совсем не значит упрощенные. Скорее, очищенные от лишних деталей. Только такие истины могут более-менее адекватно быть восприняты людьми разных народов, религий, возрастов.

    Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые – это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка.

    Светлана
    ВОРОШИЛОВА

    Светлана Сергеевна ВОРОШИЛОВА (1958) - учитель русского языка и литературы школы № 7 г. Заречного Свердловской области.

    Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

    Урок в 8-м классе

    Ты навсегда в ответе за всех,
    кого приручил.

    А.Сент-Экзюпери

    Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение, западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнёшься, и взгрустнёшь, а главное - непременно задумаешься, ибо сказка Антуана де Сент-Экзюпери не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна.

    «Маленький принц» - это сказка-размышление о человеке, его счастье, о смысле жизни. В 8-м классе мы впервые встречаемся с этим жанром (философская сказка), он сложен для детей своими аллегориями, символами, подтекстом. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость её намёков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьёзным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми её сопроводил автор.

    Чтобы передать “дух” сказки, необходимо создать в классе необычную (как в театре!) атмосферу. Урок может проходить в кабинете, в котором учитель имитирует ночное звёздное небо, используя и свечи, и фонарики, и так далее. Можно также использовать музыку. Это оказывает на детей эмоциональное воздействие, оставляя надолго след в их восприимчивых душах.

    Урок начинается с вступительного слова учителя . Антуан де Сент-Экзюпери не просто поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом важном - о долге и верности, о дружбе и любви, о непримиримости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, ещё не очень-то устроенной, но любимой и единственной нашей планете Земля.

    Берегите Землю! Эта мысль пронизывает всё произведение великого писателя-гуманиста, лётчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом его любимая сказка «Маленький принц».

    По-настоящему мотивы «Маленького принца» начали складываться у Сент-Экзюпери в начале войны. В этот период он нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крыльями удивлённо смотрит из-за облака на Землю. Это удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, и незадолго до своей гибели в 1942 году Сент-Экзюпери написал философскую сказку «Маленький принц» и сам её иллюстрировал.

    Ученик рассказывает биографию Сент-Экзюпери, которую готовил заранее дома.

    Учитель. Об уважении к людям говорят все его книги. О любви к людям, об ответственности перед человечеством написана им и мудрая притча «Маленький принц». Как и в народных сказках, здесь речь идёт о добре и зле, также выражена мечта о лучшей жизни.

    - В чём же специфика жанра философской сказки? Чем отличается от народной?

    (Вопросы к уроку были даны заранее, чтобы учащиеся могли осмыслить содержание этой удивительно мудрой сказки.)

    Учащиеся. Маленький принц - добрый и заботливый хозяин очень маленькой планеты (астероид «Б-612»), где зло воплощено в баобабах. Баобабы - это символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Уничтожить их легко, выкорчевав корни маленьких кустиков, что и делал Маленький принц каждое утро.

    Учитель. Но если это зло уничтожить легко, почему же так взволнованно звучит голос автора: “Берегитесь баобабов! Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде я”?

    (Учащиеся готовили материал из газет и журналов об экологических проблемах, о бездуховности, о жестокости и зависти. Обсудив и закончив разговор об этой проблеме, учитель переходит к другой, не менее важной.)

    В сказке «Маленький принц» говорится о любви к своей Родине, о любви и верности, о счастье и дружбе, о том, без чего не может жить человек.

    - Что изменилось в жизни Маленького принца с появлением на его планете розы?

    Учащиеся. С появлением на планете розы Маленький принц узнаёт о более сложных чувствах, пробудившихся в нём, объяснить которые он не может. Он любит розу, заботится о ней, но она причиняет ему боль и страдания. Он не может понять кокетства розы, её капризов и притворства, его больно ранит неискренность её слов. Так, впервые испытав чувство любви, он познаёт и чувство страдания.

    Учитель. Правда Маленького принца в том, чтобы научиться любить цветок на своём маленьком астероиде. Он же, поссорившись с розой, отправляется путешествовать.

    Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, - приём путешествия.

    - Каковы содержательные возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

    Учащиеся. Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей.

    Учитель. Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на их духовные ценности и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” - говорит он.

    - Что же представляют собой эти взрослые? Почему Маленький принц отвергает их духовные ценности?

    Можно дать задание ученикам подготовить рассказ о каждой планете.

    1-я планета (10-я глава) - король;

    2-я планета (11-я глава) - честолюбец;

    3-я планета (12-я глава) - пьяница;

    4-я планета (13-я глава) - деловой человек;

    5-я планета (14-я глава) - фонарщик;

    6-я планета (15-я глава) - географ.

    Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления людей о могуществе, счастье, долге. И лишь в конце своего путешествия, обогатившись жизненным опытом, он познаёт подлинную сущность этих нравственных понятий. Это происходит на Земле.

    Но прозрение происходит не сразу. Сначала, оказавшись в пустыне, Маленький принц чувствует себя одиноким. Но тут появляется Лис, который открывает ему высшую мудрость человеческой жизни. Чувство одиночества проходит, если кого-нибудь “приручить” к себе, вложить в него свою душу.

    (Чтение по ролям эпизода «Лис открывает Маленькому принцу свой секрет» - конец 21-й главы.)

    Далее учитель сообщает о том, что главным героем произведения Сент-Экзюпери, как это бывает в народных сказках, является ребёнок - маленький мальчик. Обращение к детству неслучайно, ибо оно привлекает Сент-Экзюпери тем, что в ребёнке потенциально заложены духовные способности, хорошие нравственные качества, которые реализуются в зависимости от условий жизни. Взрослый, если он по-настоящему добрый человек, в душе тоже остаётся ребёнком, искренним, щедрым, великодушным. Важно сохранить в себе чистую душу ребёнка во взрослой жизни.

    - Какое “твёрдое правило” было у Маленького принца? Как он его выполнял?

    Роза Маленького принца отличается от миллионов похожих роз тем, что он её “приручил”: заботился о цветке, оберегал его жизнь от ветра, сквозняков, холода, накрывал розу стеклянным колпаком, ставил ширму. Роза стала для мальчика единственной, неповторимой... родной. Однако всё это налагает на Маленького принца определённые обязанности, и он говорит: “...Я за неё в ответе. Она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира”.

    Учитель. Так в сказке появляется идея ответственности - основная для всего творчества Сент-Экзюпери. Мы всегда должны помнить мудрые слова Лиса: “Люди забыли истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил...”

    - Как постигает Маленький принц науку любви и чувство ответственности перед теми, кого приручил?

    Учащиеся. Маленький принц, поссорившись с розой, отправляется путешествовать, оставив цветок в одиночестве. “Впервые он пожалел о покинутом цветке” на планете географа, когда узнаёт от учёного, что цветы “эфемерны”: “Моя краса и радость недолговечна, и ей нечем защищаться от мира, у неё только и есть что четыре жалких шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна!”

    Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: “все они были похожи на его цветок”. “И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов!” Мальчик понял, что его роза - самый обыкновенный цветок, и горько заплакал.

    Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза - “единственная в целом свете”. Маленький принц говорит розам: “Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя”.

    Любовь - это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться...

    Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

    Так Маленький принц постигает науку любви и меру ответственности перед теми, кого приручил.

    В тесной связи с проблемой ответственности перед обществом ставится проблема счастья. Как её решает автор?

    Ученик, готовя это опережающее задание , заостряет внимание на образах лётчика, Лиса, Маленького принца, их дружбе.

    Автор считает, что счастлив лишь тот, кто познал чувство привязанности, кто обогрел тёплым словом ближнего, кто по-настоящему испытал чувство любви. Лис не был счастлив, пока не подружился с Маленьким принцем. Умение дружить - очень нужное и необходимое качество. Как говорит Лис: “нет таких магазинов, где торговали бы друзьями”. Действительно, масло-то достанешь, а вот друга, увы, нет. Даже из-под прилавка, с переплатой.

    На прощание Лис открывает своему другу простой, но мудрый секрет: “Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Не слышать голос сердца, по мнению автора, значит превратиться во “взрослых”, “которым ничего не интересно, кроме цифр”.

    Учитель. Итак, на Земле Маленький принц постигает великую науку жизни: он понимает, что могущество человека - в единении, в дружбе, счастье - в любви к ближнему, долг - в служении народу, в ответственности перед обществом.

    Дружба с Маленьким принцем также помогла лётчику понять силу и могущество человеческой любви, проникнуться чувством ответственности за всё, что происходит на Земле.

    Но наступил час прощания: Маленького принца на его астероиде ждала роза.

    (Инсценировка «Прощание с лётчиком» помогает учащимся лучше почувствовать атмосферу сказки, делает урок интересным и эмоционально насыщенным.)

    И звёзды для лётчика приобретают особую прелесть, так как он знает, что на одной из них живёт его маленький друг; колосья ржи становятся ещё более красивыми, ибо их цвет похож на цвет волос Маленького принца.

    В душе лётчика живёт образ его маленького друга с чистым и нежным сердцем. В душе каждого взрослого должен жить Маленький принц; если же он исчезает, то в душе умирает ребёнок.

    (Звучит песня «Маленький принц» на музыку М.Л. Таривердиева.)

    В конце сказки автор обращается к читателям: “И если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться... вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите, что он вернулся...”

    Очень хочется Антуану де Сент-Экзюпери, чтобы Маленький принц вновь вернулся на Землю, и тогда люди забудут ссоры и распри, прекратятся войны. Мир и согласие вновь воцарятся на нашей планете.

    Когда же ты вернёшься к нам, Маленький принц?

    Спонсор публикации статьи – поставщик массажного оборудования компания «Ямагучи», предлагает массажную продукцию японских и американских производителей (Yamaguchi, US Medica, Fujiiryoki) как для профессионального использования, так и для применения в личных оздоровительных целях. На сайте компании можно приобрести массажное кресло , в том числе в кредит. Массажное кресло – современный технологичный аппарат, позволяющий осуществлять многие виды массажа, заменяя руки массажиста. Вы просто садитесь в кресло для массажа и выбираете необходимую вам программу, а кресло обеспечивает вам комфортное улучшения самочувствия, снимает стресс, релаксирует, улучшает работоспособность.

    Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

    Проблемно-тематический анализ произведения

    Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

    Аудиокнига (2 часа):


    Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
    В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
    Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
    Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
    Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
    Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
    Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
    “Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
    “Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
    Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
    В сказке сильны романтические традиции.
    Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
    Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
    Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
    Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
    Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.
    Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
    Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
    Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
    Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

    Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
    Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

    Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
    Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
    И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
    Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
    О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
    “Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
    Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
    “Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
    Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

    Похожие статьи