Туристские дестинации. Современные проблемы науки и образования Какие факторы определяют выбор потребителем туристской дестинации

1

Термин «дестинация» является одним из широко используемых в туристской деятельности. Проблема состоит в том, что одному термину даются разные определения. Основной целью работы является уточнение термина дестинация и его применение к Республике Армения (РА). Проанализировав работы иностранных и отечественных ученых по данному вопросу, автором выделяются и рассматриваются три основных подхода к изучению понятия: экономический, отраслевой и территориальный. Основываясь на этих подходах, предлагаются соответствуюшие модельные территории. Для достижения цели использовались такие методы, как анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографирование. В работе применялись ГИС технологии. Новизной выражается рассмотрение небольших стран в качестве дестинаций. Предлагаются к обсуждению возможные преимущества дестинаций, такие как: одинаковые экономические условия на территории, единая денежная валюта, легкость брэндинга и продвижения, возможность одного тура на всей территории в небольшие сроки. В работе рассмотрена РА как туристская дестинация, что имеет большое практическое значение. Для этого определяются популярные туристские объекты по стране с помощью анализа туристских маршрутов и предлагается карта их распределения. В завершение статьи автор отмечает важность признания территорий как дестинаций для использования их конкурентных преимуществ.

целостная туристская территория

единые экономические условия

единый рынок

инфраструктура

Дестинация

1. Зорин И.В. Туристская дестинация / Роль туризма в модернизации экономики российских регионов. Сборник научных статей по матер. междунар. научно-практич. конф., 8-10 июня 2010 г., Петрозаводск – Кондопога. Петрозаводск: КарНЦ РАН. 2010. C. 71-75.

2. Зырянов А.И. Дестинация. // «География». 2013. № 6 (953). С. 12-13.

3. Зырянов А.И. Систематизация туристских таксонов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2014. № 3. С.16-22.

4. Мажар Л.Ю. Теоретические основы анализа условий и факторов формирования территориальных туристско-рекреационных систем // Региональные исследования. 2008. № 3 (18). С. 17-29.

5. Мартышенко Н.С. Кластерный подход к пространственному развитию туристских дестинаций региона (на примере Приморского края) //Экономические науки. 2010. № 1. С. 143–147.

6. Машкевич Е.А. Оценка понятия «туристская дестинация» в контексте современной туристики // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 6. С. 89-92.

7. Министерство экономики Республики Армения. Официальная страница. URL: http://www.mineconomy.am/arm/39/gortsaruyt.html (дата обращения: 15.05.2015).

8. Туристский портал «Армения». URL: http://www.travel.am/ дата обращения: 20.05.2015).

9. Beritelli P. Social network analysis in destination management // Univerity of St. Gallen, 2009. URL: http://etourism.economia.unitn.it/documents/3.pdf (дата обращения: 17.05.2015).

Термин «дестинация» не является новым в туризме. Принимая во внимание высокий темп развития отрасли и большое количество исследовательских работ по данному вопросу, как на постсоветском пространстве, так и в других странах появляется необходимость уточнения понятия «дестинация» и сравнения новых подходов с традиционными.

В течение времени изменяется смысл многих туристских терминов, в том числе меняется значение термина «дестинация» . Большое различие существует между научными трактовками, с одной стороны, и в практике использования организаторами туризма, в каталогах и журналах, на информационных веб-страницах - с другой.

Попытаемся описать понятие «дестинация» и уточнить критерии, по которым эта категория выделяется среди других понятий из разряда территориальных общественных систем (ТОС). После определения основных характеристик дестинации и ее территориальных свойств рассмотрим подходящее, на наш взгляд, применение термина для Республики Армения. Проанализируем экономический, отраслевой и территориальный аспекты исследования термина.

Большое количество работ, связанных с выявлением характеристик дестинаций и методик исследования (A. Лью, Е.А. Машкевич, В. Фрамке, С. Саранеми и др.), дают возможность определить наиболее популярные направления исследований рассматриваемой темы, такими являются экономическое, территориальное или географическое и туристско- ориентированное. Обсудим каждое из этих направлений по отдельности.

При экономическом подходе к выделению анализируются финансовые потоки, рыночные отношения, ценовые категории и т.д. Это работы А. Лью, Ф. Котлер, К. Купер, E.A. Машкевич , В. Фрамке, С. Саранеми. По мнению Н.С. Мартышенко , дестинация выступает не только в роли товара или продукта, оно может представляться как экономическое пространство.

Говоря о туристо-ориентированности, имеются в виду те подходы, где одним из главных факторов является готовность места к принятию туристов. Речь идет в основном об туристской инфраструктуре, например, Всемирная Туристская Организация, дает следующее определение: «Дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой, оно включает туристские продукты, услуги, аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. По мнению П. Берители , дестинация - это географический район, состоящий из всех услуг и инфраструктуры необходимой для проживания туриста конкретного сегмента.

Если же говорить о территориальном характере дестинаций, отметим, что кроме его масштабного компонента важна территориальная форма. А.И Зырянов отмечает, что, несмотря на первоначальное понимание (согласно прямому переводу слова «дестинация» - пункт назначения), чаще всего под термином понимается объект социально-экономико-географический регионального масштаба, кроме этого применяется и к масштабу города и к масштабу страны и даже к локальной группе стран. Термин более подходит видам туризма, где основной район путешествия «локализуется» (бальнеологический, пляжный, горнолыжный, сельский) и менее применяется в классических маршрутных видах туризма (круизные речной и морской, автомобильный, автобусный и велотуризм).

Рассмотрев публикации по категории туристская дестинация, становится понятным, что термин не имеет общепринятого определения, но есть идеи, которые положительно воспринимаются всеми авторами и не противоречат друг другу. Некоторые из согласованных положений связаны с охватом территории и с туристской специализацией. В этой связи отметим две важных согласованных позиции. Первая позиция состоит в том, что дестинацией может являться как локальное место, регион, так и целая страна. Второй пункт связан с туристским профилем. Если место претендует на такой «статус», оно должно иметь сервисные возможности для удовлетворения туристов.

Обсуждение: Какие свойства должна иметь территория, которая считается дестинацией?

Несмотря на то, что многое изменилось в понимании по сравнению с первоначальным переводом слова, частично и сейчас остаётся правдой то, что туристская дестинация - это пункт назначения. Классическими точечными дестинациями могут считаться города, например, Сингапур, Ватикан, Санкт-Петербург, также курорты, а иногда даже береговые линии.

С другой стороны, туристской дестинацией считается территория, регион или страна, где турист желает провести отдых. При этом трудно назвать дестинацией Россию, если вы намереваетесь побывать в Москве, Казани и Перми. Отсюда можно прийти к выводу: дестинация - территория небольшого размера с туристским профилем и инфраструктурой, которую гость может успеть проехать по ее основной части в относительно небольшой промежуток времени, не более 10 дней . Дестинации представляют собой территории, которые должны иметь привлекательные объекты, быть доступными или легко проходимыми для большинства туристов, оснащенными инфраструктурой и сервисами.

В Бразилии, в лесах Амазонии (штаты Амазонас, Мату-Гросу) большая часть территорий из-за труднопроходимых лесов находится в недоступности для среднего туриста. Вряд ли эту территорию можно назвать туристской дестинацей, хотя она имеет значительный природно-туристской потенциал. Противоположным примером, где территория является доступной и имеет инфраструктуру но не имеет туристской направленности и аттрактивных объектов, могут являться заброшенные промышленные зоны около больших городов, которые порой имеют огромные размеры. Таких примеров множество во многих странах в Европе и Америке. Иначе выглядят в этом аспекте страны Бенилюкса, здесь туристской привлекательностью являются как разнообразные селитебные территории, так и другие антропогенные и природно-антропогенные ландшафты. В этих странах лесных массивов не так много, а рельефных барьеров практически не существует. В дополнение к этому территория покрыта густой сетью дорог. В связи с этим, на наш взгляд, такие территории могут считаться дестинацией. Также можно считать такими отдельные регионы больших стран, например, южную часть Германии и юго-восточную часть Австралии.

По нашему мнению, в настоящее время понятием нужно описывать не только отдельно взятый курорт или город, но и их периферию, поскольку для формирования ТТРС существуют множество факторов , распространенный на всей территорий. То есть близлежащие территории должны включаться в дестинацию по следующим причинам. Во-первых, функционирование туристского объекта или сервиса на конкретной территории полноценно возможно только во взаимодействии с периферией, во-вторых, при росте числа туристов становятся интересными не только сами популярные объекты, а и места несколько отдаленные, но сохранившие первозданность. Об этом свидетельствуют факторы, формирующие ТТРС

Если подвести итог, то дестинацией можно называть территорию, которая кроме центрального туристского объекта имеет привлекательное окружение, доступная для посещения большинства туристов. Это территория, покрытая сетью туристских объектов и маршрутов, которые связывают эти объекты и которые можно преодолеть за время не более десяти дней.

Если дестинация, это место назначения, где сформирована туристская инфраструктура, есть аттрактивные объекты, посещаемые туристами с функцией приема посетителей и туристского обслуживания, то дестинацией можно назвать небольшие страны, где туристские маршруты разработаны включительно по всем окраинам территории (Кипр, Мальта, Швейцария).

Попробуем ответить на вопрос, что изменится, если территория будет восприниматься как дестинация? Появляется несколько преимуществ. В пределах дестинации можно говорить о некотором однообразии туристского продукта, поэтому территорию можно рассматривать как туристскую зону и не прибегать к необходимости районирования. Экономические факторы в пределах дестинации можно считать уравненными. Можно выявить другие преимущества, вытекающие из трех описанных выше подходов к понятию.

Первый подход (экономический) - дает возможность применения одинаковых рыночных отношений, единой валюты, одинаковых ценовых позиций, единого рынок труда и т.д.

Второй подход (туристской ориентированности) - предполагает преимущества схожего культурно-исторического наследства и специализации на предлагаемых видах туризма, языковом единообразии, единого отношения к туристам и уровня обслуживания и т.д.

Третий подход (географический) - позволяет воспринимать территорию, как туристско однородную, где исчезает необходимость районирования по многим значениям, при этом вся территория может восприниматься как благоприятная.

Еще одним преимуществом дестинации является легкость его продвижения, поскольку территория туристски однообразная может продвигаться под одним названием, иметь один бренд, представляющий все достопримечательности, что окажется более эффективным, чем продвигать отдельно несколько объектов, находящихся в разных местах. Единый бренд, как правило, более привлекательный и популярный.

Исследование. Попробуем обосновать соответствие территории Республики Армения (РА) понятию дестинация, исходя из трех ранее обсуждаемых ее характеристик. С экономической точки зрения это целостное пространство, где на всей территории торговля осуществляется с помощью местной валюты (драм), основным рынком и экономическим центром является столица страны Ереван, где находятся основные учреждения всех существующих в стране банков, главные офисы промышленных организаций и представительства иностранных организаций. Кроме этого, здесь живет 1/3 всего населения, что и дает городу роль основного рынка. Это говорит об однородности действующих экономических отношений на всей территорий. От этого следует то, что турист, находясь на территории Армении и передвигаясь с одного места на другое, не будет чувствовать большой разницы в экономической среде.

С географической точки зрения важно следующее. Территория отделяется административными и физико-географическими барьерами от соседних стран и занимает всего 30 тыс. км 2 . Небольшие размеры территории дают возможность путешествовать и знакомиться с республикой за относительно короткий промежуток времени. В географическом отношении важна внутренняя организация системы туристских объектов. От этого зависит то, насколько территория однообразна по дислокации туристских объектов.

Третий индикатор - туристская ориентированность. Благодаря советскому периоду и из-за тенденций последних 15 лет в стране сформировались достаточно благоприятные условия для развития туризма. Речь идет как о туристских традициях, так и о появлении и реконструкции туристской инфраструктуры, приведение туристских объектов в подобающий вид, проведение дорог по всем направлениям в республике, что делает практически всю территорию страны доступной для посещения.

Для обоснования этих положений мы решили сделать следующее исследование. Были рассмотрены самые известные туроператоры Армении и проанализированы их туристские маршруты с помощью ГИС технологий. Анализ должен показать географические особенности положения туристских объектов, их доступность и туристскую ориентированность территории.

Результаты исследования

Выбор достопримечательностей на территории страны мы осуществили с помощью анализа туристских маршрутов, предлагаемых туроператорами. Были выбраны 10 самых популярных туроператоров, действующих в стране. Основное количество мест, которые посещают туристы в Армении, доходит до тридцати, причем у многих операторов маршруты и места посещений обычно повторяются, редкие места входят в маршруты отдельных туристских компаний. Последнее касается в основном новых экстремальных видов туризма, например, трекинг, хайкинг, джипинг и т.д.

Туры в основном имеют длительность от 5 до 17 дней, но наиболее разработанные и популярные туры - 7-10 дней . Это показывает Армению как дестинацию, в связи с коротким временем необходимым для путешествия по ее территории. Самые короткие туры предлагают путешествие по Еревану, озеру Севан, северо-востоку Армении, вокруг горы Арагац, в Араратскую долину, Вайоц Дзор и Южную Армению. В течение 2014 г. число туристов, приехавших отдохнуть 1200 тыс. чел., что свидетельствует о востребованности территорий .

Рассматривая туристские объекты и основные маршруты, становится понятным, что почти вся территория покрыта достопримечательностями, причем популярные объекты находятся по всем уголкам страны. Это свидетельствует о сравнительной равномерности расположения туристских объектов на территории страны.

Кроме этого, ввиду вертикальной поясности территория вмещает разнообразные ландшафты. Еще на территории республики находится озеро Севан, которое предоставляет возможность занятия водными видами рекреации и увеличивает красоту пейзажей.

Если сопоставить объекты с дорожной сетью и картой городов, то понятно становится, что к большинству туристских объектов есть дороги, и, вообще, дорожная сеть довольно густая, что создает возможность путешествовать на машине по всей территории страны. Другая интересная особенность в том, что рядом или недалеко от туристских объектов есть города, где любой турист может удовлетворить потребности питания и размещения. Мало известных мест для туристского посещения только в крайней южной части страны и в северной осевой. Исходя из всего вышесказанного и результатов исследования, Республика Армения ввиду малой площади, обильности туристских объектов, густой дорожной сети и существования объектов сервиса имеет право называться туристской дестинацией и рассматриваться как целостная туристская территория.

Выводы

Обобщая, можно сказать следующее. Хотя смысл понятия «дестинация» изменяется в течение времени, есть некоторые характеристики, которые сохраняются. С их помощью можно выяснить, является ли территория туристской дестинацей или нет. В этом исследовании нами были выделены три главных характеристики: экономическая, географическая и туристская.

Несмотря на то, что под дестинацией можно понимать разномасштабные географические объекты, это может быть город, курорт, регион или страна. По отмеченным выше характеристикам можно проверить правомерность причисления того или иного объекта к категории дестинации. После того, как территория начинает признаваться дестинацией, проявляется несколько преимуществ для туристского исследования, управления и развития. Основа этого преимущества в принятии территории как однородной в туристском отношении.

В результате исследования Армении мы приходим к выводу о том, что из-за достаточного количества туристских объектов, их сравнительно равномерного расположения по территории, существования густой дорожной сети и городов вблизи всех туристских объектов, Республику можно считать дестинацией. В дальнейших исследованиях, проводимых на территории страны, можно воспользоваться этим статусом.

Рецензенты:

Зырянов А.И., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой туризма, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь;

Мичурина Ф.З., д.г.н., профессор, заведующая кафедрой отраслевой территориальной экономики, Пермская государственная сельскохозяйственная академия, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Сафарян А.А. ТЕРРИТОРИЯ КАК ДЕСТИНАЦИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21512 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Главными аспектами маркетинга дестинаций являются:
; изучение, формирование и прогнозирование дестинаций;
; анализ поведения и мотивов потребителей в различных туристских дестинациях;
; оценка привлекательности дестинаций для инвесторов, населения и туристов;
; продвижение дестинаций.
Туристская дестинация – центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслужива-ния и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов.
Само слово "дестинация" в переводе с английского означает "местонахождение; место назначения". Термин "туристская дестинация" был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это геогра-фическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.
Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:
о наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений и высокоразвитой транспортной системы;
o наличие достопримечательностей, интересующих туристов
o наличие информационных и коммуникационных систем.
Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.
1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность; удобства; доступность.
2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.
3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации.
4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации.
Экологические характеристики дестинации.
Важнейшим свойством дестинации является ее территориальная приуроченность к определенному ландшафту. Термин «ландшафт» мы рассматриваем в его первоначальном этимологическом значении, как вид местности, но также как территориальный комплекс, включающий различные природные и антропогенные компоненты.
Ландшафт передает свою индивидуальность дестинации. Эта индивидуальность задается характер- ным набором компонент в каждом ландшафте, а также их связями, присущими исключительно данному ланд- шафту.
Европейская конвенция по ландшафтам рассматривает ландшафты как фундаментальную основу со- хранения окружающей среды, а также как объект наследия:
; ландшафты признаются как воплощение разнообразия Всемирного культурного и природного на- следия;
; «признается, что ландшафты составляют специфическую основу жизни разнообразных этносов, в том числе и нас с вами;
; «необходимо внедрять специальную ландшафтную политику, соответствующую различным сфе- рам человеческой деятельности (экономической, социальной, культурной, градостроительной, экологической и пр., в том числе рекреационной);
; требуется провести идентификацию, оценку и анализ состояния ландшафтов, а также установить контроль за их изменением;
; требуется постоянно совершенствовать механизмы охраны и планирования ландшафтов.
Конвенция о Всемирном наследии признает главным свойством ландшафтов их разнообразие.
С другой стороны, концепт «дестинация» усиливает в содержании ландшафта смысл использо- вания. Сам факт использования превращает любой ландшафт в антропогенный. Согласно Конвенции исполь- зова-ние ландшафтов дифференцирует их на три основных категории:
1. Четко определяемые, целенаправленно сформированные. «рукотворные».
2. Естественно сформировавшиеся, или эволюционировавшие, ландшафты.
3. Ассоциативные (associative) ландшафты.
В развитии дестинаций, так или иначе, участвуют все типы ландшафтов. Так, рукотворные ландшаф- ты формируют дестинации, чей облик подчинен некоему творческому замыслу: дестинации поселений, са- дов, парков, различных геотехнических систем.
Естественные дестинации появились в результате длительных спонтанных воздействий лю- дей там, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и результаты творческо- го целеполагания. К этому типу относятся все природные и некоторые сельские, этнические, историче- ские дестинации.
Ассоциативные дестинации, согласно М.Б. Кулешовой, представляют природные ландшафты, обла- дающие культурной ценностью, а также освоенные ландшафты, в которых характер освоения имеет вторич- ное значение, а первичное – связь с историческими событиями, личностями, художественными произведения- ми.
«Ископаемые» (fossil) дестинации – это «застывшие» ландшафты, остановившиеся в своем развитии, но сохранившие свое строение. Причиной этого стало исчезновение социума, в свое время создавшего дан- ный ландшафт.
Реликтовые дестинаций формируются на основе «угасающих» ландшафтов, оказавшихся под воз- дей-ствием изменившихся природных и антропогенных условий.
Свободно развивающиеся дестинации должны быть обязательно связаны с традиционными коренны- ми культурами.
Следует согласиться с предложенной М.Е. Кулешовой системной классификацией культурных ландшафтов и распространить ее на дестинации:
; сельскую дестинацию
; «сакральную дестинацию
; рекреационную дестинацию
; «промысловую дестинацию
; заповедную дестинацию
; мемориальную дестинацию.
Дестинация может быть первичной или вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у туристов инте¬рес посетить ее, и главная цель при этом – удовлетворение интере¬са за определенный, достаточно длительный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации – удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней.
В туризме:
; экологические тропы. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
; безопасность туристов и от туристов
; экологические объекты (растения, животные, реликтовые объекты)
; экологичная местная пища.

В определении сущности туристской дестинации мы опираемся на исследование А.И. Зорина, который рассматривает дестинацию как объект регионального проектирования в представлении территориальных, рекреационных систем разных уровней: страна-регион-ландшафт-центр-предприятие-маршрут. Туристская дестинация понимается как некая социально-географическая местность (место, регион, город, деревня, парк атракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, которая располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений. 5

Показатели устойчивого развития туризма определяются устойчивым развитием туристских дестинаций. Н.П. Костяев, считает, что дестинации, предвидят и контролируют эволюционные процессы, связанные с состоянием окружающей среды, решают социально-экономические задачи, сегментируют туристский рынок и управляют им. Это дает основание для вывода о том, что туристскую дестинацию можно рассматривать как константу развивающейся региональной системы непрерывного туристского образования. Анализ исследований позволил сделать вывод, что до настоящего времени проводились исследования туристских дестинаций, в основном, с точки зрения экономики и социологии, хотя ряд авторов отмечают значение туристских дестинаций в определении кадровой структуры специалистов для туризма (А.Ф. Горохов, С.С. Николаев, Н.П. Костяев).

Значимость туристских дестинаций как концепта формирования и развития региональной системы профессионального туристского образования обоснована совокупностью противоречий, сложившихся между: 1

Потребностью региона в развитии туристской дестинации и отсутствием профессионально-квалификационного её осмысления в региональной системе профессионального туристского образования;

Научным представлением туристских дестинаций как объекта экономики, географии, экологии и отсутствием методологических оснований в теории и методике профессионального туристского образования, обеспечивающих системный подход к использованию их потенциала в развитии региональной системы профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля;

Необходимостью осмысления имеющегося регионального потенциала туристской дестинации в развитии региональной системы туризма;

Отсутствием подготовки кадров к осуществлению этой деятельности;

Определением туристских дестинаций как концепта развития специальностей и специализаций профессионального образования туристского профиля в региональной системе непрерывного профессионального туристского образования и отсутствием специальных разделов теории и методики профессионального образования для организации учебного процесса по подготовке таких специалистов в условиях образовательного учреждения;

Потребностью учебных заведений туристского профиля в изучении туристских дестинаций и отсутствием дидактической модели их изучения в региональной системе непрерывного профессионального туристского образования, в том числе отсутствием вариативных учебных программ, компонентов моделей туристских дестинаций, созданных на основе их типологии;

Потребностью туризма как многоотраслевого компонента экономики в продвижении на внешний и внутренний туристский рынок туристского продукта, основанного на использовании региональных туристских дестинаций и отсутствием специалистов, способных на высоком профессиональном уровне создать такой туристский продукт.

Методы изучения туристских дестинаций

Стратегический анализ ресурсов и политики территории для определения возможностей и роли туризма в формировании общего устойчивого развития региона, включая возможное экономическое влияние туризма, социальное, экологическое пр.;

Анализ туристских ресурсов территории, анализ состояния и ожиданий основных факторов маркетинга дестинации - власти, бизнеса, местных жителей;

Определение наиболее привлекательных для территории сегментов туристского рынка, анализ их потребностей, ожиданий, мотивации;

Разработка комплексного продукта дестинации, соответствующего ожиданиями целевых сегментов туристов;

Создание новых и улучшение существующих туристских аттракций дестинации;

Разработка и реализации комплекса продвижения дестинации;

Формирование и управление брендом и имиджем дестинации;

Формирование и поддержание стратегического партнерства власти, бизнеса и местных жителей для успешного развития дестинации;

Повышение притягательности вложений и реализации на территории дестинации инвестиционных проектов в сфере туризма и гостеприимства.

Основой маркетингового подхода к управлению дестинацией является рассмотрение туристкой дестинации именно как продукта. Территория, куда турист совершает поездку и проводит определенное время, является ключевым элементом туристкой системы. Территория, посещение которой является целью туриста - это дестинация. Однако не сама по себе территория как физическое место привлекает туриста. Туриста привлекает то, что находится на этой территории. Дестинации - это интегрированный комплексный продукт.

В статье анализируется ключевое понятие современного туристского дискурса - «туристская дестинация». Предлагается комплексная модель «туристской дестинации» как концепта. Выделяется 5 основных взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов понятия «дестинация»: географическо-территориальный, инфраструктурный и ресурсный аспект, маркетинговый, социальный и управленческий.

Ключевые слова: туристская дестинация, определение дестинации, туризм.

Туризм по своему определению тесно связан с территориями. Ключевым элементом туристской системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время - дестинация.

Понятие «дестинация» происходит от латинского «местонахождение» и является одним из основных терминов понятийного аппарата зарубежных исследователей и практиков туризма уже около 30 лет. В российской науке и практике понятие «дестинация» является относительно новым, однако получающим все большее признание и активное использование (особенно в рамках экономики и менеджмента туристских территорий).

Несмотря на широкое распространение само по себе понятие «дестинация» практические не становилось предметом отдельного анализа в туристкой литературе. Однако с точки как науки, так и эффективного управления принципиально важным является анализ природы, структуры и содержания самого понятия «дестинация».

Приведем несколько определений понятия «дестинация» наиболее известных и авторитетных зарубежных и российских исследователей туризма.

В литературе «дестинации» часто определяется как территория, куда приезжает турист, но имеет ли эта географическая территория административные границы или это не имеет значение? Дестинация рассматривается как совокупность аттракций, инфраструктуры и людей, но как эти составляющие связаны между собой? Можно ли назвать дестинацией территорию, обладающую значительными туристскими ресурсами или необходимо что-то еще? Если определять дестинацию как продукт, то есть ли разница межу маркетингом дестинаций и маркетингом товаров и услуг? Большинство определений не дают ответа на все эти вопросы.

Рассмотрим две наиболее комплексных, с нашей точки зрения, концепции «дестинации». Первая была предложена одним из самых цитируемых теоретиков туризма - Лью А. еще в 1987 г. . Он предлагает рассматривать дестинацию с трех позиций - идеографической, организационной и когнитивной.

Идеографический аспект представляет совокупность конкретных «материальных» отличительных особенностей территории: природных (климат, ландшафт, растительный и животный мир), связанных с человеком (культура, инфраструктура, образовательные возможности, шопинг, уровень цен, местные жители и пр.) и смешанных (пляжи, парки, горнолыжные курорты).

Организационный аспект указывает на пространственные (размер дестинации - от отдельной достопримечательности до страны или даже континента) и временные особенности дестинации (развитие дестинации во времени).

Под когнитивным аспектом ученый понимает восприятие туристом дестинации, его чувства и ощущения во время пребывания, степень вовлеченности. Однако не смотря на тот факт, что статья Лью А. остается одним из наиболее комплексных анализов понятия дестинация (аттракция в терминологии самой статьи) у нее есть целый ряд слабых сторон. В модели не учитывается тот факт, что туристский продукт является многосоставным и представляет собой совокупность различных аттракций и их взаимодействий. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние разных составляющих дестинации (инфраструктура, аттракции, отношение местных жителей и пр.) и их влияние на конечный продукт, который «покупает» турист не рассматривается Лью. Автор исключает из рассмотрения и систему управления дестинацией. Лью А. также не учитывает тот факт, что дестинация как продукт формируется в сознании потенциального туриста еще до его визита - в виде имиджа, который и выступает мотиватором/демотиватором поездки. В рамках когнитивного аспекта он рассматривает только те ощущения туриста, которые возникают во время его пребывания в дестинации. По сути Лью А. не рассматривает маркетинговую составляющую дестинации. Не анализирует ученый и территориально-географические аспекты дестинации - из его модели не ясно, является ли дестинация конкретной территорией или вообще не имеет привязки к географии.

Таблица 1

Определения понятия «дестинация» в отечественной и зарубежной литературе

Автор Определение
Лейпер Н. Конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристкой инфраструктурой
Купер С., Флетчер Д., Гилберт Д., Шеперд Р., Ванхилл С. Совокупность услуг и средств, сформированных чтобы удовлетворять потребности туристов
Физическое пространство, где турист проводит минимум одну ночь. Дестинация имеет физические и административные границы, которые определяют систему менеджмента дестинации, имидж и восприятие, которые определяют ее рыночную конкурентоспособность
Ричи Б., Кроуч Д. Конкретная территория с административными границами: страна, макро-регион (совокупность нескольких стран), провинция или штат внутри страны, город, уникальная территория типа национального парка, мемориала
Никитина О.А. Географическая территория, характеризующаяся высокой концентрацией туристских ресурсов, а также располагающая необходимой обеспечивающей и вспомогательной инфраструктурой
Павлова Э.Н. Некая социально-географическая местность, которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, которая располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений
Зорин А.И. Объект регионального проектирования в представлении территориальных, рекреационных систем разных уровней: страна-регион-ландшафт-центр-предприятие-маршрут

Еще один комплексный анализ понятия «дестинация» был представлена скандинавским исследователем В. Фрамке . Исследователь констатирует факт, что являясь одним из наиболее часто используемы терминов «дестинация» так и не получила комплексной экспликации в научной литературе. Фармке выделяет два основных подхода к понимаю дестинации в туристской литературе - «классический», или бизнес-ориентированный, и социокультурный. В своем анализе В. Фрамке не ставит целью синтезировать два подхода и создать комплексную модель, учитывающую многоаспектность понятия «дестинация». Автора интересует, как экономисты и социологи по-разному оценивают географические границы дестинации, ее «контент», необходимость кооперации и поведение туристов. В итоге Фрамке В. констатирует, что дестинация - это совокупность интересов, различных видов деятельности, услуг, инфраструктуры аттракций, которые формируют идентичность места. У дестинации есть статический аспект - место, территория, и динамический аспект - совокупность различных агентов, продуктов и услуг, варьирующихся в зависимости от спроса туристов. Сам исследователь справедливо замечает, что его работа лишь очерчивает контуры проблемы и понятие «дестинация» требует дальнейшего анализа.

Признавая весомый вклад исследователей туризма, основываясь на их выводах, а также многочисленных определениях дестинации, проведем более глубокий и комплексный анализ понятия «дестинация». Важным является разработка комплексной междисциплинарной модели туристкой дестинации, учитывающей многоаспектность данного феномена, взаимосвязь его элементов.

В рамках нашей комплексной модели выделим 5 основных взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов понятия «дестинация»: географическо-территориальный, инфраструктурный и ресурсный аспект, маркетинговый, социальный и управленческий.

Первый - географическо-территориальный. Традиционно дестинация понимается как конкретная географически определенная территория - город, страна, остров и др. Если люди не совершают путешествие из своей территории проживания в другую территорию, то самого явления «туризм» как такового не возникает.

Впервые понятие «дестинация» было использовано в одной из самых распространенных моделей системы туризма модели известного ученого Н. Лейпера . Она предполагает 5 ключевых взаимосвязанных элементов (см. рис. 1):

Туристы;
- как минимум один регион генерации туристов. Это регион, в котором проживает турист и где начинается и заканчивается путешествие;
- транзитный регион. Территория, через которую турист должен проехать, что бы добраться до места назначения;
- как минимум одна туристская дестинация. Территория, которую выбирает турист для поездки;
- туристская индустрия. Обеспечивает туристские потоки.

Рис. 1. Модель системы туризма Н. Лейпера

Согласно Лейперу, туристская дестинация - это конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристкой инфраструктурой .

Автор одного из самых известных словарей по туризму Медлик С. указывает что, дестинации - это страны, регионы, города или другие территории, которые посещают туристы. На протяжении года их инфраструктура на постоянной основе используется жителями, а часть времени в году или весь год она также приобретает временных пользователей - туристов. Важность конкретной географической территории как туристкой дестинации определяется, по мнению Медлика, тремя факторами - доступностью, аттракциями и инфраструктурой.

Предложенная Лейпером Н. система является очень схематичной и упрощенной. Принципиально важным является тот факт, что даже в рамках территориально-географической трактовки понятия дестинации следует учитывать ее иерархичность. В рамках одной дестинации (как конкретной территории) может существовать несколько более мелких дестинаций (мест туристского интереса), что вызывает движение туристских потоков уже внутри дестинации. За одну поездку турист может посетить несколько регионов (например, автобусные туры по Европе), тогда в систему уже включается несколько дестинаций и возникает множество вариантов транзитных регионов.

Путешествия как с одной дестинацией, так и с несколькими могут быть различного масштаба и структуры. Вариации отражают степень распределения или концентрации активности туриста в стране, время проведенное (соответственно и потраченные средства) в разных частях страны, тип и уровень сервиса, востребованный там туристом.

Таким образом, дестинации могут быть первичными и вторичными. Первичная дестинация является территорией непосредственного интереса туриста, именно ее привлекательность инициирует путешествие. На территории первичной дестинации происходит потребление основного туристского продукта. Вторичная дестинация представляет собой место, в котором неизбежна остановка по пути к первичной дестинации, либо ее территориальная близость к первичной дестинации провоцирует туриста на дополнительную поездку на 1-2 дня. В зависимости от изначального маршрута туриста дестинации могут быть как первичными, так и вторичными. Например, Новосибирск может быть первичной дестинацией для деловых туристов, а может и вторичной («остановка в пути») на пути в Томск. Однако есть дестинации, основу которых составляет именно факт близости к крупным дестинациям и транспортным путям, их продукт не может вызвать самостоятельного интереса у туриста. Такие вторичные дестинации ориентируются на привлечение большого числа туристов, но на короткое время.

Инфраструктурный и ресурсный аспект дестинации предполагает, что дестинация - это не просто территория, куда едут туристы, а территория, располагающая определенными аттракциями и соответствующей туристкой инфраструктурой.

Инфраструктура туристского региона - это подсистема, обеспечивающая оказание территорией туристских услуг: транспортное обслуживание, гостиничное обслуживание, сфера общественного питания, развлекательно-зрелищная сфера и спортивно-оздоровительный сервис, экскурсионное обслуживание, финансовое обслуживание, информационное обеспечение и поддержка, средства и системы связи, производство сувенирной продукции и изделий народного промысла, производство туристской и спортивной продукции, розничная торговля, сфера бытовых услуг.

Однако инфраструктура является лишь сопутствующим продуктом дестинации, турист приезжает не ради инфраструктуры. Для дестинации принципиально важным являются ее туристские ресурсы.

Разберемся в двух принципиально разных понятиях «туристские ресурсы» и «туристские аттракции». Туристские ресурсы хорошо изучены в российской научной литературе в рамках рекреационной географии, географии туризма и туристского ресурсоведения (Квартальнов В., Николаенко Т., Сазыкин А., Зорин А., Кусков А. и др.). При наличии определенных разногласий все ученые сходятся в том, что туристские ресурсы территории - совокупность природно-климатических, культурно-исторические, социально-экономических объектов и явлений, способные вызвать туристский интерес.

Однако само по себе наличие на территории туристских ресурсов не делает территорию привлекательной для туристов. Ресурсы еще должны стать аттракциями. Термин «аттракции» только получает свое распространение в российской туристкой литературе и практике, как и само понимание того, что ресурсы не являются сами по себе частями туристского продукта территории. По определению одного из классиков туризма Д. МакКоннела, туристские аттракции - это отношения между туристом, достопримечательностью и рынком . Аттракция имеет место только, если она значима для туристов и представляет для них интерес. Понятие «туристские ресурсы» шире понятия «туристские аттракции». Ресурсами считаются любые элементы территории (природные, культурные и пр.) которые могут быть туристскими аттракциями (так называемые потенциальные аттракции), в отличие от реальных аттракций, которые активно привлекают туристов. Важно отметить, что в рамках современного туризма аттракциями могут стать и элементы городской инфраструктуры - магазины, бизнес-центры, конгресс-центры, развлекательные комплексы и пр.

Туристские аттракции открывают еще один аспект понятия «дестинации» - маркетинговый аспект . Важ-нейшим аспектом дестинации является именно фактор ее привлекательности для туриста. Дестинация - это не просто географическая территория, обладающая определенным набором туристских ресурсов, а территория привлекательная для туриста. При этом не сама по себе территория как физическое место привлекает туриста. Туриста привлекает то, что находится на этой территории, то, что способна эта территория дать туристу. Дестинации - это совокупность инфраструктуры и услуг, которые подобраны и увязаны таким образом, чтобы соответствовать потребностям и ожиданиям туристов.

В этом ключевое отличие понятий «туристский регион» и «туристская дестинация». Понятие «туристский регион» в большей степени отражает географический и инфраструктурный аспект развития туризма. Это имеющий конкретные границы туристско-рекреационный район, «территория, обладающая туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающаяся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации» . Понятие «дестинация» несет в себе в первую оче-редь маркетинговый аспект и предполагает, что дестинация - это интегрированный комплексный маркетинговый продукт, который предлагается и потребляется туристом . Именно определенная эмоциональная связь туриста с территорией делает ее туристкой дестинацией. Территория становится дестинацией, только если ее посещают туристы.

В рамках маркетингового аспекта ключевым элементом дестинации становится сам турист. Важнейшим аспектом понятия «дестинация» является рассмотрение дестинации в раках системы отношений спроса и предложения. Фактически, дестинация - это динамический продукт, результат спроса туристов на определенные ощущения и способности акторов дестинации удовлетворить эти потребности или найти новый сегмент на туристском рынке.

Важно отметить, что продукт в туризме - это не туристские ресурсы, а ощущения, которые получает турист через потребление комбинации этих ресурсов . Один из ведущих исследователей проблем управления в туризме Бухалис Д. описывает туристские дестинации как сочетание туристских продуктов, которые предлагают туристу интегрированный комплекс ощущений . Ученый отмечает, что дестинация - это географическая территория, которая рассматривается туристом как единое целое, вне зависимости от реальных границ и административных политических решений. Идентичность дестинации формируется не административными границами, а через бренд и сформированный в сознании туриста имидж. Важны отношения туриста и дестинации. Эти отношения формируют соответствующий имидж дестинации, а имидж, в свою очередь, вновь привлекает этого или других туристов.

Дестинация - это интегрированный комплексный продукт, в основе которого лежат потребности, ожидания и восприятие туриста, а туристская инфраструктура лишь обеспечивает удовлетворение этих потребностей.

Маркетинговый аспект расширяет представление о дестинации как о просто территории. Дестинации существуют не только физически, но и ментально в сознании реальных и потенциальных туристов. Дестинация - это определенный концепт, который может субъективно интерпретироваться туристами в зависимости от их целей путешествия, маршрута, культурной принадлежности, социального статуса и прошлого опыта.

Дестинация как продукт представляет не только то, что «на входе» (инфраструктура, аттракции), но и то, что «на выходе» (восприятие этих аттракций туристами, их эмоции, чувства, отношения). Дестинация продолжает существовать в сознании туриста (в форме внутренних и транслируемых внешнему миру воспоминаний и ощущений) и после того, как он уже покинул конкретный туристский регион и не имеет непосредственного контакта с аттракциями.

Впечатления, которые дестинация предлагает туристу, формируются целой группой самостоятельных участников рынка, каждый из которых оказывает непосредственное влияние на общее качество и восприятие туристом путешествия как целостного продукта - представителями туристического рынка (авиакомпании, туроператоры, отели, рестораны, туристские аттракции пр.), представителями сопутствующих рынков (индустрия развлечения, отдыха и пр.), руководством дестинации (органы власти, частно-государственное партнерство, туристские информационные офисы и пр.), общественным сектором (дороги, здравоохранения, система безопасности и пр.), местными жителями и др. Очевидно, что для формирования целостного продукта, востребованного туристом, развитие дестинации должно осуществляться в рамках единой стратегии, различные интересы акторов туристского рынка должны быть максимально уравновешены в целях повышения конкурентоспособности дестинации.

Дестинация должна и выступает объектом управления (управленческий аспект понятия «дестинация»). Управление дестинацией, согласно определению , это скоординированный менеджмент всех элементов, которые формируют дестинацию (аттракции, инфраструктура, доступность, продвижении, стоимость) .

Управление дестинацией предполагает связывание часто очень разрозненных элементов, для того, что бы предоставить туристу целостный конкурентоспособный продукт. Это позволяет избежать дублирование усилий в сфере продвижения, информирования туристов, развития инфраструктуры и пр. Субъектом управления выступаю специализированные государственные, общественные, частно-государственные институты, которые отвечают за развитие дестинации и повышение ее конкурентоспособности.

Управленческий аспект дестинации тесто связан с географическо-территориальным. Как объект управления дестинация должна иметь конкретные географические границы, в идеале (для управления) совпадающие с определенными административными границами. Однако, как уже было сказано, дестинация определяется восприятием туриста, поскольку именно под его потребности дестинация и формируется. В большинстве случаев границы дестинации в восприятии туриста и административные границы совпадают. Например, Франция, Россия как туристские дестинации являются еще и конкретными административными единицами.

Однако существует много случаев, когда границы дестинации и административные границы не совпадают. В таких случаях возникает потребность в нестандартном подходе к управлению дестинацией. Так, например, в Австрии существует очень развитая туристская дестинация - Зальцкаммергут. Это район озер в окрестностях Альп, который получил статус курортного региона еще в 19 веке. Зальцкаммергут - сложившийся бренд. Однако современное административное деление Австрии привело к тому, что Зальцкаммергут находится на территории 3 разных административных единиц (земель) - Штирии, и Верхней Австрии. Несмотря на такое положение было принято решение об организации единого органа, который бы занимался продвижением Зальцкаммергут как единой дестинации - Зальцкаммергут туризмус. Итогом такого верного стратегического хода и отказа от традиционного соотношения дестинации с конкретными административными границами стал тот факт, что Зальцкаммергут является на настоящий момент третей по популярности дестинацией Австрии.

Социальный аспект понятия «дестинация» указывает на то, что дестинации - это не просто место туристского интереса, это территория, где люди живут и работают. Это комплекс социальных, экономических, культурных взаимоотношений и практик, который сложился вне рамок развития туризма. Дестинация - это ежедневное взаимодействие интересов местных жителей, местной культуры, природы и интересов туристов. Превращение территории в туристскую дестинацию имеет как положительные так и негативные последствия для местного сообщества. Одна из основных целей менеджмента дестинации - обеспечение устойчивого развития.

Суммируя вышеперечисленные аспекты понятия «туристская дестинация» отметим, что не любая территория, куда едут туристы, может быть названа дестинацией. существует ряд критериев, которым должна удовлетворять территория:

Территория должна обладать совокупностью культурных, физических и социальных характеристик, которые формируют единую комплексную уникальную, различимую и узнаваемую туристами региональную идентичность;
- комплексный туристский продукт, базирующийся на широком спектре ресурсов, продуктов и услуг. На территории должно быть больше, чем просто одна аттракция;
- территория должна располагать необходимой для развития туризма инфраструктурой, позволяющей удовлетворить потребности туристов в проживании, питании, развлечениях, безопасности и пр.;
- территория должна обладать необходимыми ресурсами для поддержания и развития своих туристских аттракций в соответствии с интересами и запросами туристов;
- должна существовать система, позволяющая туристу «купить» дестинацию - туроператоры, информационные центры и пр.;
- регион должен быть транспортно доступен для туристов;
- у территории должен быть соответствующий орган (государственный или общественный), отвечающий за менеджмент и продвижения дестинации;
- население территории должно стать частью продукта дестинации, а также включиться в процесс его создания;
- туризм является неотъемлемой интегрированной частью социально-экономического развития территории.

Подводя итог, мы можем отметить, что дестинация это физическое пространство, которое выбирает турист для посещения и в котором проводит время с целью получения впечатлений, ощущений от взаимодействия с аттракциями территории. Она представляет собой туристский продукт, который включает аттракции, соответствующую инфраструктуру и сопутствующие услуги туристам. Дестинация как единый продукт потребляется туристом под единым брендом. Она имеет физические и административные границы, которые позволяют сделать ее объектом управления, однако не всегда административные границы совпадают с границами дестинации в сознании туристов, что накладывает специфику на систему управления. Маркетинговую конкурентоспособность дестинации определяет восприятие туриста, интересы и потребности которого определяют степень привлекательности туристкой территории. Туристские дестинации формируются множеством акторов, в число которых входят и местные жители. Дестинации могут быть разных размеров - от целой страны, региона, острова, до города, деревни и даже отдельного парка развлечений.

Предлагая комплексную модель понятия «дестинация» мы ставили целью показать, что понимание туристской дестинации как концепта лежит над дисциплинарными границами. Это многосоставной концепт, каждый аспект которого находится в тесной взаимосвязи с другими. Для исследований в сфере туризма, вне зависимости от дисциплинарной принадлежности (маркетинг, социология, менеджмент, география и др.) принципиально важным является четкая экспликация ключевого понятия - «туристская дестинация».

Литература

1. Leiper N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper. - Sidney: Pearson Education Australia, 2004. - 326 p.
2. Cooper C. Tourism: Principles and practices / C. Cooper, J. Fletcher, D. Gilbert, R. Shepherd, S. Wanhill. - Harlow: Pearson, 2005. - 736 p.
3. A practical guide to tourism destination management. - Madrid: WTO, 2007. - P.1.
4. Ritchie B. The competitive destination: a sustainable tourism perspective / B. Ritchie, G. Crouch. - Cambridge: CAB International, 2003. - 291 p.
5. Никитина О.А. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе: дис… д-ра экон. наук / О.А. Никитина. - СПб., 2009. - 368 с.
6. Павлова Э.Н. Дестинация как концепт развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования: дис… д-ра пед. наук / Э.Н. Павлова. - М., 2009. - 618 с.
7. Зорин А.И. Дестинация / А.И Зорин, И.В. Зорин. - М.: ВЛАЦ, 2009.
8. Lew A.A. A framework of tourist attraction research / A.A. Lew // Annals of Tourism research. - 1987. - №14(4).
9. Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-related Perspective versus the Socio-cultural Approach in Tourism Theory / W. Framke // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. - 2002. - №2(2).
10. Medlik S. Dictionary of travel, tourism and hospitality. 2nd ed. / S. Medlik. - Oxford: Butterworth-Heinwmann, 1993. - 273 p.
11. MacCannel D. The Tourist. A new Theory of the Leisure Class. - Berkeley: University of California Press, 1976. - 264 p.
12. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий / Е.А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
13.
14. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future / D. Buhalis // Tourism Management. - 2000. - №21(1).

Kiriyanova L.G. Destination as a Key Element of Tourism System and as a Complex Concept

This article discusses the key concept of the modern tourist"s discourse - "tourist destination". A comprehensive model of tourist destinations "as a concept. Released 5 major interrelated and band aspects of "destination": the geographical and territorial, infrastructure and resource aspect, marketing, social and managerial.

Keywords: tourism destination, destination definition, tourism.

Аннотация . В статье рассматриваются особенности крупного города как туристской дестинации, приводится авторское определение понятий «крупный город как туристская дестинация» и обосновывается схема крупного города как туристской системы. Кроме того, формулируются требования к крупному городу, как туристской дестинации, раскрывается особенность крупного города как транзитной дестинации и как генератора выездных потоков туристов.
Ключевые слова: крупный город, туристский регион, подсистемы крупного города как туристской дестинации.

В настоящее время в научной литературе в нашей стране и за рубежом существуют различные точки зрения в понимании туризма как объекта научного исследования. Это связано с тем, что наука о туризме находится в постоянном развитии по мере того, как возникают и углубляются познания о новых явлениях и процессах, происходящих в этом «феномене XX века».

Особое место в методологии исследования туризма занимает системный подход. Он начал формироваться применительно к туризму зарубежными учёными лишь в послевоенный период в результате эволюции научных исследований: от доминирования чисто экономической проблематики к признанию равноправия всех аспектов в его изучении - экономического, социального и экологического. Данный процесс стал закономерным следствием перехода общества от индустриального периода своего развития к постиндустриальному.

В современной отечественной научной и учебной литературе наибольшее распространение получил подход Н. Лейпера к исследованию туризма применительно к такому территориальному образованию, как регион. Однако, как показали проведённые исследования, большинство отечественных исследователей, применяя концепцию туристской дестинации Н. Лейпера, предложенную им более 30 лет назад, как правило, ни теоретически, ни методологически не развивают её основные положения применительно к современным особенностям развития туризма не только в нашей стране, а и к различным территориальным образованиям, например, к крупным городам.

По нашему мнению, такой подход не вполне правомерен и необходима существенная доработка данной концептуальной модели применительно к крупному городу. Важнейшими причинами, обуславливающих эту необходимость являются следующие.

Во-первых, регион и крупный город, как совершенно разнородные территориальные образования, требуют использования различных подходов к процессу становления и развития в них туристского бизнеса.

Во-вторых, в отличие от туристского региона, крупный город представляет собой одновременно и регион, откуда туристы начинают своё путешествие в различные регионы нашей страны и мира (выездной туризм), и транзитный центр (так как является крупным транспортным узлом), и собственно туристскую дестинацию для туристов, которые посещают город с разнообразными целями - культурно-познавательной, деловой, гостевой, образовательной и т.д.

Результаты сравнения особенностей данных территориальных образований с точки зрения развития в них туризма представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика крупного города и региона с точки зрения развития туризма

Крупный город

Туристский регион

Имеет чёткие административно-территориальные границы

Не имеет чётких административно-территориальных границ (границы могут не совпадать с границами административно-территориальной единицы)

Имеет преимущественно антропогенное происхождение

Преимущественно природный и природно-антропогенный характер происхождения

Турпродукт дифференцированный (предлагаемые туристские услуги разнообразны и поэтому развиты различные виды туризма)

Турпродукт, как правило, не дифференцированный и носит в основном ограниченный характер (например, рекреационный)

Является одновременно регионом, генерирующим туристские потоки, транзитным регионом и регионом, являющимся целью путешествия - туристской дестинацией

Представляет собой регион, выступающий в качестве цели путешествия - туристскую дестинацию

Сезонность турпотоков, как правило, выражена не ярко

Ярко выражена сезонность турпотоков

Туристские ресурсы носят в основном антропогенный и природно-антропогенный характер

Туристские ресурсы носят природный, антропогенный и природно-антропогенный характер

Аттракторы расположены компактно, как правило, в центральной (исторической) части города

Аттракторы рассредоточены по территории региона

Транспортная и пешеходная доступность аттракторов высокая

Транспортная доступность аттракторов может быть затруднена

Высокий уровень конкуренции между туристскими предпринимательскими структурами

Уровень конкуренции между предпринимательскими структурами может быть недостаточно высок из-за ограниченности предложения

Высокая концентрация объектов инфраструктуры (как туристской, так и городской) на ограниченной территории

Объекты инфраструктуры дифференцированы по территории региона

Туризм является лишь одной из отраслей экономики города

Туризм является отраслью специализации (регион может развиваться исключительно за счёт туризма)

Не высокая продолжительность пребывания туристов (в среднем 6-7 дней)

Продолжительный период пребывания туристов (от 7 дней и более)

Учитывая вышеизложенное, крупный город как туристскую систему можно представить в виде совокупности трёх взаимосвязанных подсистем (рис. 1):

  • крупный город как туристская дестинация (первичная дестинация);
  • крупный город как транзитная дестинация (вторичная дестинация);
  • крупный город как источник (поставщик) туристов в другие дестинации.

Итак, в первую очередь рассмотрим более подробно особенности крупного города как туристской дестинации, так как именно в данном аспекте он выступает предметом настоящего исследования.

Само слово «destination» в переводе с латинского переводится как «местонахождение». В настоящее время термин «туристская дестинация» трактуется как географическая территория, имеющая определённые границы и обладающая набором природных, культурных и ак тивно-развлекательных мероприятий, скомбинированных с другими факторами (например, ночевкой) и, отвечающая тем самым интересам туристов.

При этом на первый план выходит критерий «привлекательности», которая может варьироваться в зависимости от потребностей туристов. По нашему мнению, именно в этом проявляется сущность и особенности данного понятия в условиях постиндустриального общества, для которого характерно расширение спектра потребностей туристов и местных жителей в познании и отдыхе, что, в свою очередь, стимулирует необходимость в формировании разнообразного предложения со стороны туристской дестинации с учётом имеющихся на её территории ресурсов.

Итак, представляется, что с учётом вышеизложенного можно предложить следующее определение крупного города как туристской дестинации - это территория, имеющая чёткие административно-территориальные границы, и представляющая собой совокупность таких компонентов, как высокоразвитая индустрия гостеприимства, транспортная доступность, разнообразие достопримечательностей, городская инфраструктура и городская среда обитания, целостность которых должна обеспечивать удовлетворение разнообразных потребностей туристов в течение всего периода их пребывания в крупном городе.

Рис. 1. Крупный город как туристская систем

Как видно из рис. 1, крупный город в качестве одной из подсистем включает в себя такую подсистему как транзитная дестинация или «вторичная дестинация». Суть её обособления вытекает из такой важнейшей характеристики любого крупного города как крупного транспортного узла, объединяющего в себе, как правило, несколько видов транспорта - авиа-, железнодорожного, морского, речного, автомобильного. Поэтому с точки зрения туризма крупный город представляет собой, так называемую необходимую «остановку в пути» при следовании туриста к цели своего путешествия - туристской дестинации. При этом крупный город как транзитную дестинацию можно рассматривать в двух аспектах:

  • как место, где происходит смена вида транспорта (например, с авиа- на железнодорожный)
  • как место временной «остановки в пути».

С точки зрения первого аспекта посетители крупного города не относятся к туристам, так как не осуществляют ночёвки в местах размещения (например, гостиницах или съёмных квартирах), а, следовательно, их расходы сложно учесть при определении вклада туризма в экономику города и в мультипликативном эффекте от него. Однако если учесть, что потоки транзитных пассажиров могут быть достаточно значительными в течение года и при этом значительно превышают численность населения города и тем более, посещающих его туристов, то, представляется необходимым учитывать это при развитии, в первую очередь, инфраструктуры города (транспортной, инженерной, дорожной и т.д.) и собственно транспортных предпринимательских структур.

Кроме того, даже непродолжительная остановка туристов по пути следования к цели своего путешествия - туристской дестинации - как правило, сопровождается различными небольшими покупками в близлежащих магазинах, в том числе сувениров, посещением предприятий общественного питания и т.д. Поэтому необходимо предусмотреть соответствующее развитие различного вида предпринимательских структур, обеспечивающих разнообразные потребности транзитных путешественников, которые они хотят удовлетворить за короткий промежуток времени.

Второй аспект крупного города как транзитной дестинации проявляется в том, что большое количество туристов посещают его течение 1-3-х дней, что является, по нашему мнению, следствием недостаточного уровня развития инфраструктуры гостеприимства и разнообразия достопримечательностей. Исключением здесь могут быть специально разработанные туры по городам той или иной страны (например, по городам «Золотого кольца России», или классический турпакет Санкт-Петербург - Москва для большинства иностранных туристов, посещающих нашу страну), в которых туристской дестинацией выступает страна в целом, а не отдельные её города или регионы.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что важнейшими компонентами крупного города как транзитной дестинации выступает транспортная инфраструктура, в том числе уровень развития городского транспорта и инфраструктура его транспортных узлов (аэропортов, железнодорожных вокзалов и т.д.)

Третья подсистема крупного города как географического компонента туристской системы характеризует его как генератора (источника) выездных туристских потоков в другие туристские дестинации. Именно в этом качестве рассматривались крупные города до 90-х годов прошлого века. Это было связано, в первую очередь, с социально-экономическими причинами, такими как высокий уровень жизни в крупных городах, высокий уровень доходов, образования, подвижности населения и ряд других демографических характеристик их жителей (например, малочисленность семей, более поздний возраст вступления в брак населения и т.д.). Поэтому здесь начали появляться и развиваться крупнейшие аэропорты (сегодня так называемые аэропорты-хабы); электронные информационные системы, представляющие жителям крупных городов разнообразные курортные туристские дестинации (прообраз современных систем маркетинга туристских направлений); выставки и ярмарки туристских предложений; сетевые предпринимательские структуры в системе распределения туристских продуктов (сети турагентов и туроператоров), т.е. инфраструктура, связанная как с организацией отдыха горожан, так и побуждением их к приобретению соответствующих турпакетов. Причём туристские потоки из крупных городов также достаточно велики, но не учитываются при определении вклада туризма в экономику крупного города. Это связано с тем, что многие отечественные туристские компании представляют информацию в статистические органы далекие от реального положения дел на рынке.

На основании всего вышеизложенного можно сформулировать следующие особенности крупного города как туристской дестинации.

Во-первых, главная особенность крупного города с точки зрения системного подхода заключается в том, что он объединяет в себе три взаимосвязанные подсистемы - город как туристская дестинация, город как транзитный регион и город как территория, поставляющая туристов в другие туристские дестинации. Именно данную основополагающую особенность крупного города необходимо учитывать в процессе регулирования развития как туристского бизнеса в целом, так и его потенциала.

Во-вторых, крупный город представляет собой туристскую дестинацию только в том случае, когда обеспечивается «совокупность» следующих пяти компонентов: наличие высокоразвитой индустрии гостеприимства, широкий спектр достопримечательностей, позволяющих удовлетворять разнообразные туристские интересы и потребности, высокий уровень транспортной доступности, высокий уровень развития городской инфраструктуры и наличие благоприятной городской среды обитания.

В-третьих, уровень развития туристского бизнеса крупного города характеризуется, по нашему мнению, разнообразием туристских предпринимательских структур, способных вовлечь в свою хозяйственную деятельность его разнообразные туристские ресурсы (в том числе расширить их спектр за счёт не «типичных» туристских ресурсов) с точки зрения удовлетворения потребностей туристов, транзитных пассажиров и местных жителей.

Похожие статьи