Тестирование по теме способы передачи чужой речи. Способы передачи чужой речи

55. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью.

Прямая речь - это дословная передача чужрп» высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.

Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.)

Задачи и тесты по теме "Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь."

  • Cпособы передачи чужой речи - Предложение с чужой речью 8 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при передаче чужой речи

    Уроков: 1 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Прямая речь, диалог - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 3

  • Знаки препинания при прямой речи - Предложения с чужой речью 11 класс

Цель:


«8 класс Тестовые задания»

Способы передачи чужой речи

    Завтра, как сообщают синоптики, ожидается дождь.

    Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворения А. С. Пушкина.

    Мы спросили, будет ли он завтра на лекции.

    Мы не знали, что он прилетает завтра.

    Укажите предложение, в котором косвенная речь передана вводным словом :

    Синоптики сообщили по радио: «Завтра ожидается понижение температуры».

    Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

    По сообщению синоптиков, завтра ожидается понижение температуры.

    Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

    Она спросила, не может ли доктор остаться у нас.

    От подарка отказался, выразив протест криками: «В очередь, в очередь!»

    Репин не раз говорил, что: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».

    На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал.

    Менделеев писал, что «в науке без великих трудов сделать ничего нельзя».

    Определи способ передачи чужой речи: А у нас какой лучший город? – спросил опять Манилов.

    простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи;

    СПП с косвенной речью с изменениями;

    СПП с косвенной речью без изменений

И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.

    предложение с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

    предложение с прямой речью для передачи её без изменений;

    простое предложение с дополнением;

    СПП с косвенной речью;

    ССП с косвенной речью

    Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

    Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

    Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку?

    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

    Я сказал мальчикам, что заблудился.

    Они спросили меня, откуда я.

    Федя спросил, не сварилась ли картошка?

    Отец кричит, что палят пушки.

    Павел прислушался и сказал, что это кулички летят.

    Что называется косвенной речью?

    передача чужой речи без изменения;

    передача чужих слов в форме изъяснительной придаточной части СПП.

    передача чужой речи в форме простого повествования

    передача чужих слов в форме повелительного наклонения глагола в сложном предложении.

    дословная передача чужих слов.

    Найдите предложение с косвенной речью:

    Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных людях.

    По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке.

    Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости.

    Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли на голый крючок.

    «Прочел?» - хитровато спросил комиссар.

    Укажите предложение, в котором нет косвенной речи:

    Она встала, вышла на террасу, весело поздоровалась и заявила, что мамы нет дома.

    Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

    На другой день за завтраком Григорий Иванович спросил у дочки, всё ли намерена она прятаться от Берестова.

    «О чём ты грустишь, моя милая дочь?» – спрашивал король.

    Иван Иванович спросил у них, где находится штаб.

    Косвенная речь – это:

    чужая речь, переданная в форме придаточного предложения в СПП;

    речь нескольких людей

    Предложения с косвенной речью по форме являются:

    простыми предложениями;

    неполными предложениями;

    Способ передачи чужой речи в предложении: Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

    предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения;

    ССП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

    прямая речь для передачи её без изменения;

    простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

    Способ передачи чужой речи в предложении: Как говорят поэты, началась осень жизни.

    Простое предложение с дополнением;

    Предложение с прямой речью без изменения;

    СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

    Предложение с вводным предложением для передачи источника сообщения

    Укажите предложение с правильно оформленной цитатой:

      По мнению Белинского, язык А. С. Пушкина «чист и благороден, слог точен и силён, стих исполнен блеска и парения».

      Единственное средство умственного общения людей есть слово… - утверждал Л. Н. Толстой.

      Известный лингвист Л. И. Скворцов подчёркивает, что «Чтение толковых словарей – полезное и увлекательное занятие».

      Белинского поражало: «разнообразие картин, образов и чувств в поэме «Мцыри».

    Какое предложение с цитатой оформлено неправильно:

      Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве – чувство меры».

      Лев Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве – чувство меры»

      Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по – пустому, где нужно власть употребить».

      Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел успех колоссальный».

      А. С. Пушкин, вспоминая первую встречу с А. П. Керн, написал стихотворение, полное высоких чувств:

« Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное видение,

Как гений чистой красоты».

    Какое предложение с цитатой оформлено верно:

      А. Толстой утверждал, что «язык – это орудие мышления».

      А. Толстой утверждал: «Что язык – это орудие мышления».

      А Толстой утверждал – «язык – это орудие мышления».

      «Язык – это орудие мышления» - утверждал А. Толстой.

    Цитата – это:

    чужая речь, оформленная в афоризм;

    дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова;

    красивое высказывание великих людей;

    очень важное изречение из текста

    Укажите предложение, в котором приводится цитата:

      «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

      В газетах писали, что конкурс юных ведущих прошёл удачно.

      Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель - сами читатели».

      Он заметил: «Я знаю твою историю».

      Максим Максимыч сказал, что нынче будет хорошая погода: можно отправляться на охоту.

    Косвенный вопрос передан в предложении

    Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода

    Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры

    Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды

    Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворение Пушкина

    Косвенный вопрос передан в предложении

    Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.

    Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворение Пушкина.

    Мы спросили, как нам пройти в библиотеку.

    Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.

    Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

Как тебя зовут спросил я у самого маленького

П, - а, -п.

    Укажите, какой схеме соответствует диалог (знаки препинания не расставлены)

Парню шестнадцатый год сердито говорил папа Неужели он дня не может прожить самостоятельно

Если мы оставим его здесь одного поездка наша будет испорчена твердила мама

    – П! – а. – П?

    – П! – а. – П.

    – П!-а. – П.

    Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит

    Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку

    Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

    Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

    Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

    Сын говорит матери, знаете ли вы дедушку.

    В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

    А.С. Пушкин писал: « Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы»

    «Мудрено пишут только о том, чего не понимают»,- утверждал В.Ключевский

    М.Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека»

    Своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

    К.Паустовский писал: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка».

Код ответа.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №94»

8 класс

Урок 94. Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Оборудование: тестовые задания (2 варианта).

Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Выполнение тестовых заданий.

Вариант 1

а) простое предложение;

1 балл )

2. В схеме А. «П - а,- П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

1 балл )

1 балл )

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Закончите высказывание.

1 балл )

1 балл )

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

1 балл )

1 балл )

а) «П»,- а.

б) «П,- а.- П» .

в) «П,- а,- п». (1 балл )

М. Горький )

К. Паустовский ).

В. Солоухин ). (1 балл )

1 балл )

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

1 балл )

2. В схеме «П? - а - П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1 балл )

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

1 балл )

а) Прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

1 балл )

А. Пушкин )

М. Лермонтов ).

Л. Толстой ).

2 балла )

2 балла )

Просмотр содержимого документа
«Тестирование - РМ»

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 1

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

а) простое предложение;

б) сложносочинённое предложение;

в) сложноподчинённое предложение. (1 балл )

2. В схеме А. «П - а,- П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

а) Предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

в) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся. (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Закончите высказывание.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется ______. (1 балл )

7. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

в) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. (1 балл )

8. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 1

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

а) простое предложение;

б) сложносочинённое предложение;

в) сложноподчинённое предложение. (1 балл )

2. В схеме А. «П - а,- П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

а) Предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

в) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся. (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Закончите высказывание.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется ______. (1 балл )

7. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

в) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. (1 балл )

8. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

9. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

2) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой. (1 балл )

10. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

а) «П»,- а.

б) «П,- а.- П» .

в) «П,- а,- п». (1 балл )

11. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

а) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький )

б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский ).

в) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин ). (1 балл )

12. Укажите неправильный вариант оформления цитаты:

а) А. Довженко писал о необходимости «правду жизни поднимать до уровня сердца».

б) О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику…психологическое богатство русского романа».

в) Ломоносов писал: «Счастливы те, которые память по себе в книгах оставили». (1 балл )

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

9. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

2) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой. (1 балл )

10. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

а) «П»,- а.

б) «П,- а.- П» .

в) «П,- а,- п». (1 балл )

11. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

а) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький )

б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский ).

в) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин ). (1 балл )

12. Укажите неправильный вариант оформления цитаты:

а) А. Довженко писал о необходимости «правду жизни поднимать до уровня сердца».

б) О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику…психологическое богатство русского романа».

в) Ломоносов писал: «Счастливы те, которые память по себе в книгах оставили». (1 балл )

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки _____. (1 балл )

2. В схеме «П? - а - П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили о возможных осадках.

а) предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

в) «Гуси летят.- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел». (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

в) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке. (1 балл )

7. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

а) Прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки _____. (1 балл )

2. В схеме «П? - а - П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили о возможных осадках.

а) предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

в) «Гуси летят.- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел». (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

в) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке. (1 балл )

7. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

а) Прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

8. Укажите предложение, которое нельзя переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

а) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

б) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой.(1 балл )

9. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

а) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин )

б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- в такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов ).

в) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой ).

Приведите пример предложения, в котором слова автора разрывают прямую речь.(2 балла )

10. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

а) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

в) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

Приведите пример предложения с цитатой. (2 балла )

8. Укажите предложение, которое нельзя переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

а) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

б) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой.(1 балл )

9. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

а) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин )

б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- в такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов ).

в) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой ).

Приведите пример предложения, в котором слова автора разрывают прямую речь.(2 балла )

10. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

а) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

в) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

Приведите пример предложения с цитатой. (2 балла )

Ответьте на вопросы:

1.Чем характеризуется прямая речь как способ передачи чужого высказывания?

2.В чём заключается отличие косвенной речи от прямой?

3.Что представляет собой несобственно-прямая речь? В чём сходство её с прямой речью? С косвенной?

4.Каковы условия замены прямой речи косвенной? Всегда ли возможна замена?

Упражнения

Упражнение 112. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите прямую речь и укажите, что она передает: 1) высказывание другого лица; 2) слова самого автора; 3) невысказанную мысль и т. д. Отметьте, где находятся слова самого автора (вводящие предложение по отношению к прямой речи). Обратите внимание на порядок слов. Определите лексическое значение глаголов в составе авторских слов. Определите лексическое значение глаголов в составе авторских слов (глаголы речи, высказывания, мысли, чувства, движения и др.).

I. 1. Расскажи мне, как это было попросил я старуху. (М. Г.) 2. Тогда один из людей догадался и крикнул громко Не троньте его. (М. Г.) 3. Уж не помер ли Вася-то? Подумал я - так внезапно оборвалась музыка. (Аст.) 4. Эту музыку мальчик, написал мой земляк Огинский в корчме - так называется у нас заезжий дом - продолжал Вася. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор. (Аст.)

II. 1. Я смотрел на нее и думал Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Г.) 2. Будет! сказал Павел. Больше я не дамся... (М. Г.) 3. Когда уже совсем завечерело, бабушка сделала окончательный вывод. Так я и знала! Так я и знала... Сколько я говорила старшему-то Кольче Не покупай эту кобылу, не покупай! (Аст.) 4. Вы имели право подозвать меня к барьеру проговорил Павел Петрович а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу. (Т.)

Упражнение 113. В следующих предложениях найдите косвенную речь. Устно перестройте предложения так, чтобы получилась прямая речь.

1. Я доказывал Сметаниной, что художники должны учиться чувству красок около моря. (Пауст.) 2.Почувствовал Петька, что Васька правду говорит и про орехи и про ежа. (Гайд.) 3. Егор быстро прочитал записку и сказал ребятам, что все сделает, что в город он поедет как раз через неделю, а до тех пор обязательно сам зайдет к Ивану Михайловичу. (Гайд.) 4. Где будут строить, этого Иван Михайлович еще и сам не знал, но насчет труб он разъяснил, что их вовсе не будет, потому что завод будет работать на электричестве. (Гайд.) 5.Он сказал матери, что просто заблудился, и мать поверила ему. (Гайд.) 6. С тех пор прошла что Жилина слова, что он мастер. (Л. Т.)

Упражнение 114. Перестройте предложения так, чтобы получилась косвенная речь.

1. Я сказал: «Я скоро поеду в Ленинград». 2. Я сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 3. Я сказал: «Он скоро поедет в Ленинград». 4. Ты сказал: «Я скоро поеду в Ленинград» 5. Ты сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 6. Ты сказал: «Он скоро поедет в Ленинград». 7. Он сказал: «Я скоро поеду в Ленинград». 8. Он сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 9. Он сказал: «Он скоро поедет в Ленинград».

Упражнение 115. Возможна ли замена прямой речи косвенной в следующих предложениях? Если нет, то почему?

1.«Папочка», - раздался тихий голос, как будто искавший защиты. (Кор.) 2. «Так точно, барышня», - пояснил ямщик, равнодушно чиркая спичкой по облучку. (Кор.) 3.«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» - сказал себе Левин, заметно двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы. (Л. Т.) 4. «Да ведь что же сказать? Одним словом - герой!» - как бы про себя рассуждал Гриша. (Фурм.) 5.«Верно... верно... верно...» - рокотом катилось в ответ. (Фурм.) 6. «Ну и ветер! - подумал я. – Этак и все деревья переломать можно». (Гайд.)

Упражнение 116. В следующих предложениях определите, каким способом передана чужая речь.

1. Рассказал Жилин, как с ним дело было и говорит: «Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя». (Л. Т.) 2. Он хотел пойти к ней и спросить, не видела ли она Петьки; но его задержал Иван Михайлович: «Вы когда в Алешино бегали, ребята? В субботу или в пятницу?» (Гайд.) 3. Когда дома их спрашивали, где они пропадают и что они ищут, они с гордостью отвечали: «Мы ищем глину». (Гайд.) 4.«...Тут и тебе посылка есть. Только отец наказывал, чтобы спрятал ты ее и не трогал до тех пор, пока он не вернется». (Гайд.) 5. «Вероятно, козы», - подумал он, поднося к глазам бинокль. Но, присмотревшись, он ахнул и, схватив телефонную трубку, крикнул на батарею, чтобы перестали стрелять. (Гайд.)

Упражнение 117. Используя формы косвенной и прямой речи, а также вводные слова и предложения, составьте и запишите предложения, включая данные ниже цитаты.

Образец: ««Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего. (Бел.) 1. Как писал В. Г. Белинский, ««Горе от ума»» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего». 2. «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего», - писал В. Г. Белинский. 3.В. Г. Белинский писал, что «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего».

1. «.... В народной речи есть своя свежесть, энергия, живописность, а в народных песнях и даже сказках своя жизнь и поэзия... ». (Бел.) 2. «У народа есть своя литература - прекрасная, неподражаемая; но она не подделка, она выпевается из среды самого народа».(Л. Т.) 3. «Настоящая народная песня за внешнею простой, за формой – не гонится, аумеет говорить от души самыми простыми и, потому, красивыми словами». (М. Г.) 4. «В его (Пушкина) стихах впервые сказалась наша живая русская речь, впервые открылся наш действительно русский мир». (Добр.)

Вариант 1

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П - а,- П» недостаёт:

1) точек;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речив предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

    Предложение с прямой речью;
    2) предложение с косвенной речью;
    3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
    4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.


4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить:

    союз что ;
    2) союз-частицу
    ли;
    3) союз чтобы .
    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

    Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
    3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.


    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1) «П»,- а.
2) «П,- а.- П».
3) «П,- а,- п».

    В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
    2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
    3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». - подумал Павел.
    4) «Ирина, ты опять плачешь», - начал с беспокойством Литвинов.


    Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
    3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
    4) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.









Вариант 2

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»


2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «И зачем вы взяли меня с собой!» - ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, - сказал ехидно Илька, - у меня такие тоже есть, только еще лучше.»
3) «Никогда! - закричала Катя. - Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» - спросила Ольга.


3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» - грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, - ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», - твердо сказал Пашка.


4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» - кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»


5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
2) «Это что за птица?» - спросила Зиночка.
3) «Я могу читать, - заговорил Петрусь, - и скоро выучусь писать пером».
4) «Позвольте, - заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»


6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Ты глянь-ка, - сказал он, - вот как разнесло!»
2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
3) «Погоди... - крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?»
4) «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» - спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»


8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    «Здор?во, парень, - сказала она печально. - Как живешь?»
    2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
    3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
    4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
    2) «Парю одиннадцатый год!» - сердито говорил папа.
    3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», - твердила мать.
    4) «Нам придется здесь ночевать. - сказал Максим Максимыч - в такую метель через горы не переедешь».


10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», - сказал Г.Я. Седов.
    2) «Делайте что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь больше не хозяин».
    3) «Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я - уж он, верно, что-нибудь замышляет».
    4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»

Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

Вариант 1

    3)
    2. 1)
    3. 3)
    4. 1)
    5. 2)
    6. 3)
    7. 3)
    8. 2)
    9. 4)
    10. 3)

Вариант 2
1. 1)
2. 1)
3. 4)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
7. 1)
8. 3)

Похожие статьи