>>Русский язык: Понятие о предложении
Исключение лишнего слова.
Задание: Исключи лишнее слово
, чтобы получилось предложение.
У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
На дне зоопарк океана звезда.
Полез Денис дрова на забор.
По рекам водный плывут суда.
Папа Тимы река работает на заводе.
Мы были в скакала парке.
Белка брала баранки у осина нас из рук.
Белые бараны били в зубры барабаны.
В парке растут липы, сосны, компот, осины.
Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.
Восполнение недостающего слова.
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
В небе блестит.
Дети нарисовали.
У Тимы умелые.
После обеда Лида сама моет.
Покраснел Денис, как.
В субботу мы были.
У бобров острые, как бритва.
У бобров на болоте из стволов осины.
Кот Барсик клубок.
С ветки на скакала белка.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык
8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Предложение - это слово или сочетание слов, грамматически организованное и обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Знаменательные слова в предложении называются членами предложения. Основу большинства типов предложения образуют его главные члены: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым.
Сказуемое - это главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.
Вокруг главных членов группируются остальные члены предложения, которые называются второстепенными. Связь между главными и второстепенными членами подчинительная (согласование, управление, примыкание).
Упражнение 472. Определите типы связи между членами предложения и начертите схемы предложений.
- На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (П.). 2. В ауле множество собак встретило нас громким лаем (Л.).
- С холодным и безнадежным отчаянием глядел я на приподнятые оглобли своего тарантаса (Т.). 4. А на утро снова появились на заборах и стенах домов листовки с призывом мстить захватчикам (Фад.). 5. К вечеру рытье траншей всюду было закончено (Шол.).
малый--.. ¦¦ подбежал
молодой в мундире проворно к Пугачеву
капральском
(Управление показано одной чертой, согласование - двумя, примыкание - пунктирной линией).
Упражнение 473. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
- 1. Большинство прибил...сь назад к этому берегу (Л.Т.).
- Меньшинство его ненавидел... (Помял.). 3. У князя в сакле собрал...сь уже множество народа (Л.). 4. Большинство бойцов успел... выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу (Нов.-Пр.). 5. Большая часть этих книг куплен... библиотекой недавно. 6. Ряд новых домов стоял... в конце деревни.
- 1. Большинство присутствовавших был... старые, почтенные люди (Л.Т.). 2. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходил... у него из головы (Герц.). 3. Подавляющее большинство учеников показал... на экзаменах хорошие знания. 4. Ряд ораторов, выступавших в прениях, поддержал... докладчика. 5. Большинство делегатов, которые прибыли на научную конференцию, привезл... с собой интересные материалы. 6. Большинство рабочих нашего цеха явля...тся передовиками производства и систематически перевыполни...т нормы.
Упражнение 474. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. Несколько дам скорыми шагами ходил... взад и вперед по площадке (Л.). 2. Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежал... в ветвях (Гонч.). 3. Как мало нас от битвы уцелел... (П.). 4. На другой день поутру несколько десятков мужчин и женщин стоял... у ворот больницы (М. Г.). 5. За огородами темнел... несколько изб (Ч.).
- Уж много карет проехал... по этой дороге (Л.). 7. Сколько еще сказок и воспоминаний остал...сь в ее памяти? (М. Г.).
Упражнение 475. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
- Прошл... сто лет (П.). 2. Четверо человек вздрогнул..., сердито вскинул... пыльные головы (М. Г.). 3. Пробил... десять часоз (Т.). 4. Четырнадцать человек тянул... бечевой тяжелую баржу с хлебом (А. Н.Т.). 5. В душе его борол...сь два чувства - добра и зла (Л.Т.). 6. Кроме воинского эшелона, на станции ожидал... очереди на отправление еще два состава (Н. Остр.). 7. Двое рабочих в белых фартуках копал...сь около дома (Ч.). 8. Тут тол пил...сь шумно десятка два грузин и горцев (Л.). 9. Работал... двадцать с лишним человек (Н. Остр.). 10. Под навесиком помещал...сь не больше четырех ребят, а всего в цехе работал... человек двадцать (Мак.).
Упраоїснение 476. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
- 1. Такси остановил... у ворот дома. 2. После обеда был... подан... кофе. 3. Кенгуру быстро бежал... по степи. 4. Над путешественником, словно пчелка, пролетел... колибри.
- 1. Баку очень вырос... за последние годы. 2. Сочи расположен... севернее Сухуми и южнее Туапсе. 3. Миссисипи разливом своих вод затопил... большую территорию. 4. Капри, где когда-то проживал А. М. Горький, поразил... туристов своим живописным видом.
- 1. «Юманите» поместил... ряд статей о борьбе колониальных народов за свою свободу и независимость. 2. Вслед за другими английскими газетами по этому вопросу выступил... «Дейли экспресс».
- 1. ТАСС опубликовал... сообщение о ходе переговоров между профсоюзными делегациями. 2. Вуз объявил... набор студентов.
- Гороно разослал... инструкцию по школам. 4. РТС заключил... договор с рядом колхозов.
- С подлежащими, выраженными несклоняемыми географическими наименованиями, сказуемое согласуется в соответствии с грамматическим родом слов город, река, остров и т. д.
- С подлежащими, выраженными несклоняемыми названиями органов зарубежной печати, сказуемое согласуется обычно в форме женского рода (по грамматическому роду слова газета).
- С подлежащим, выраженным сложносокращенным словом, сказуемое согласуется по следующему принципу:
б) если сложносокращенное слово не склоняется, то сказуемое ставится в том роде, к которому относится ведущее слово развернутого сочетания, из которого образовано сложносокращенное слово, например: МГУ (Московский государственный университет) праздновал свое двухсотлетие.
Упражнение 477. Раскройте скобки; поставьте в форме прошедшего времени заключенный в них глагол, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. «Роман-газета» (выйти) большим тиражом. 2. Плащ-палатка (лежать) в СЕернутом виде. 3. Завод-лаборатория (выполнить) срочный заказ. 4. Таблица-плакат (привлечь) внимание экскурсантов.
- Концерт-загадка (пройти) с большим интересом. 6. Кресло-качалка (стоять) в углу. 7. Песня-романс (стать) часто исполняться на эстраде. 8. Книга-справочник (пополниться) новыми сведениями.
- Машина-канавокопатель (проложить) широкую борозду. 10. Платье-халат (висеть) на вешалке. 11. Библиотека-музей (приобрести) новые экспонаты. 12. Урок-лекция (продолжаться) полтора часа. 13. Кафе-столовая (открыться) после ремонта. 14. Театр-студия (показать) новую постановку. 15. Самолет-амфибия (пойти) на посадку.
Лекция 53 Понятие о предложении как единице синтаксиса. Виды предложений.
В настоящей лекции рассматриваются вопросы, связанные с понятием предложения, а также вопросы, касающиеся видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Понятие о предложении как единице синтаксиса. Виды предложений.
В настоящей лекции рассматриваются вопросы, связанные с понятием предложения, а также вопросы, касающиеся видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
План лекции
53.1. Понятие о предложении как единице синтаксиса.
53.2. Виды предложений по цели высказывания.
53.3. Виды предложений по эмоциональной окраске.
53.1. Понятие о предложении как единице синтаксиса
Предложение— это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения.
Основные признаки предложения
1) Предикативность , т.е. отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).
2) Модальность, т.е. выражение своего отношения к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.) Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).
3) Интонация, т.е. интонационная оформленность и относительная смысловая законченность. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.
53.1. Виды предложений по цели высказывания
В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на три группы:
повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д.
Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения.
Например:
Люди, работающие в любых областях, заметно делятся на три категории - на тех, кто уже своей профессии, тех, кто точно входит в ее рамки и, наконец, на тех, кто значительно шире своей профессии.
Эти последние обыкновенно бывают людьми беспокойными и кипучими.
Они - настоящие созидатели.
Александр Петрович Довженко был значительно шире своей профессии режиссера кино и сценариста.
Режиссура была только одним из обликов этого удивительного художника, мыслителя и спорщика. (К.Г.Паустовский)
Вопросительными называются предложения, в которых выражается стремление узнать что-либо или удостовериться в чем-либо.
Например:
Почему украинская живописность уступила место деляческой сухости и какой-то мертвой скаредности мысли у архитектора, строившего эти села?
Почему при постройке их не была принята во внимание живая душа человеческая? (К.Г.Паустовский)
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?) (А.Блок)
Выделяются грамматические средства оформления вопросительных предложений:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса,
например: А много горцы потеряли? (Л.) (Ср.: А много горцы потеряли? ); Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье?)
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос),
например: … скажи, тебя она / Ни за кого еще молиться не учила? (Л.); Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.)
3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения,
например: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Л.); Где ты росла, где ты цвела? Кто в этот край тебя занес? (Л.); Узнают ли друзья и братья / Страдальца, после многих лет? (Л.); Зачем тебе венцы его вниманья / И терния пустых его клевет? (Л.)
Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.
Они могут выражать:
1) приказ, просьбу, мольбу,
например: Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня… (Л.); Ты перенесть меня вели / В наш сад, в то место, где цвели / Акаций белых два куста... (Л.); Спи, младенец мой прекрасный, / Баюшки-баю (Л.); Дай руку мне (Л.)
2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,
например: А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов… / И вы не смоете всей вашей черной кровью / Поэта праведную кровь! (Л.)
3) согласие, разрешение,
например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят.
4) призыв, приглашение к совместному действию,
например: Умремте же под Москвой, / Как наши братья умирали! (Л.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)
5) желание,
например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).
Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:
1) побудительная интонация;
2) сказуемое в форме повелительного наклонения;
3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).
53.2. Виды предложений по эмоциональной окраске
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией — повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными .
Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию),
например:Люблю отчизну я, но странною любовью! (Л.); Ты не должна любить другого, / Нет, не должна! (Л.); Печально я гляжу на наше поколенье! (Л.)
2) междометия,
например:...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.), Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М.Г.)
3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Что мне сиянье божьей власти! (Л.); Ну ж был денек! (Л.); Как полны их звуки / Безумством желанья! (Л.); Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.)
Дата: 2010-05-22 10:01:52 | Просмотров: 3417 |
Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).
- Отец моет машину.
- Дети играют на лужайке.
- Сумерки.
- Бабушка отдыхает.
Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений.
- Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.
Грамматическая структура
Различают главные и второстепенные члены простого предложения. Главные — подлежащее (отвечает на вопросы "кто? что?") и сказуемое (отвечает на вопросы "что делает? что делал? что будет делать?") — называют предмет, который является субъектом действия (подлежащее) и само действие, выполняемое субъектом (сказуемое). Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны и составляют предикативный центр.
Второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство — объясняют сказуемое и/или подлежащее или же другие второстепенные члены и зависят от них синтаксически.
- Старенький трамвай медленно ехал по раскаленным рельсам.
В этом предложении подлежащее — "трамвай", сказуемое — "ехал". От подлежащего "трамвай" зависит определение "старенький". Сказуемое "ехал", которое связано с подлежащим "трамвай", руководит дополнением "по рельсам" и имеет зависящее обстоятельство "медленно". Дополнение, в свою очередь, тоже имеет второстепенный зависящий член предложения — определение "раскаленным". Все предложение делится на группу подлежащего ("старенький трамвай") и группу сказуемого ("медленно ехал по раскаленным рельсам"). Информация ниже поможет делать синтаксический разбор предложения просто и быстро.
Какие бывают типы простых предложений?
Существуют следующие типы простых предложений:
- невосклицательное и восклицательное (относительно интонации);
- повествовательное, вопросительное, побудительное (относительно цели высказывания);
- двусоставное и односоставное (относительно состава грамматической основы);
- полное и неполное (относительно наличия/отсутствия необходимых членов предложения);
- распространенное и нераспространенное (относительно наличия/отсутствия второстепенных членов предложения);
- осложненное и неосложненное.
Восклицательные и невосклицательные
Что касается этого типа, то определяющим моментом есть наличие/отсутствие знака восклицания.
- Весна пришла. Весна пришла!
Повествовательные, вопросительные, побудительные
Второй вид указывает на то, с какой целью произносится данная сентенция: рассказать о чем-либо (Дунай впадает в Черное море), спросить о чем-либо (Когда ты наконец-то женишься?) или побудить к чему-либо (Купи батон на ужин).
Односоставные и двусоставные
Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.
- Оттепель.
- Красивая девушка.
- Светает.
Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.
- Красота невероятная!
- Вечерний Киев с множеством огней.
Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:
- определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
- неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
- обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
- безличное (действующее лицо грамматически не выражено).
Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.
- Идут дожди.
Полные и неполные
Простое предложение может быть полным и неполным.
Полным считается такое предложение, в котором присутствуют все главные и второстепенные члены, необходимые для построения и полноты выражения значения.
- Я смотрю на луну.
- Поезд проезжает мост.
В неполном пропущен главный или второстепенный член предложения, но он понятен из контекста или ситуации речи.
- Она поздоровалась с учителем. Он — с ней.
Тут пропущено слово "поздоровался", но оно понятно для слушателя исходя из контекста.
Распространенные и нераспространенные
Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:
- Ярко светит июльское солнце.
- Наконец распогодилось.
- Красивая стройная девушка.
Примеры нераспространенных предложений:
- Светит солнце.
- Распогодилось.
- Девушка.
Простые предложения могут быть осложненными:
- однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
- обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
- приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
- обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
- обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
- обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
- уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).
Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.
Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.
Предложение - это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершённостью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение - основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Это значение связано со значением наклонений и времени глагола-сказуемого. То, о чём говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности, или как нереальное - требуемое, желаемое или возможное при определённых условиях. Соотнесённость содержания предложения с действительностью называется предикативностью.
Например, предложение Море шумит за окном (К. Па¬устовский) сообщает о том, что событие на самом деле имеет место в настоящем времени. Предложения Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом (А. Пушкин) также содержат сообщения о том, что события (действия) на самом деле имели место, но в прошедшем времени. Предложение [Скалозуб]: Мне только бы досталось в генералы! (А. Грибоедов) имеет значение желательности.
Похожие статьи