"Зимняя ночь": анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь"

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Произведение Б. Пастернака «Зимняя ночь», входящее в цикл стихотворений Юрия Живаго, имеет глубокий смысл, понять который возможно с помощью анализа поэтического мира лирического шедевра и его ритмико-мелодической организации.

Действительно в «Зимней ночи» присутствуют наглядно-зримые образы (создаются на лексическом и мелодическом уровнях), метафорические противопоставления. Необычен и ритмический строй произведения, который сопрягаясь с образным планом стихотворения, позволяет понять его идейно-эстетическую концепцию.

Стихотворение «Зимняя ночь» представляет собою противопоставление двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир (мир глобальный) – это прежде всего образы холода: зима и связанные с нею образы метели, которая «лепит на стекле кружки и стрелы» (олицетворение), снега (снежные хлопья сравниваются с мошкарой), непроглядной «снежной мглы». Весь мир погружен в зиму, всё подчинено ей. Перед читателем предстает образ расширенного пространства, глобального, создать который помогает использованный автором в тексте стихотворения прием гиперболы («Мело, мело по всей земле во все пределы»)

Внутренний мир, наоборот, локализован. В его центре – свеча. Вокруг свечи разворачивается образ утаенного места , ограниченного окнами, потолком, полом. В этом мире царит свет, и все невзгоды, находящиеся вне – ничто по сравнению с той любовью, «жар соблазна» которой ощутим в произведении. Внутренний мир наполнен уютом и теплом. Здесь прослеживается доминанта атрибутов повседневной жизни, домашних вещей (башмачков, платья, ночника, стола). Здесь прослеживается характерный для лирики Пастернака прием обытовления пространства (появляются детали быта) на уровне с образами явлений природы.

Образ свечи вводится в контекст произведения не только на семантическом уровне, но и на синтаксическом. Рефреном на протяжении всей «Зимней ночи» следуют слова:

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Данный приём подчеркивают ключевое значение образа свечи, его символичность, а главное важность для понимания замысла автора. Её образ, с одной стороны, ограничен миром уединенным, а с другой – присутствие свечи в произведении приобретает вселенскую значимость, она предстает не только как атрибут интимного мира, но и как центр всего мироздания.

Образ окна мы можем интерпретировать как границу между миром внутренним и внешним.

Мотивы льда и огня несомненно присутствуют в произведении. Мы видим их антиномию практически в каждом катрене. В первом: образ метели и свечи; во втором: хлопья снега и яркий, контрастный ему образ пламени; в третьем: опять же образы метели и свечи; в четвертом катрене антиномия льда и огня выявляется с помощью мотивов света («озаренный потолок») и тьмы («ложились тени»). В последующих катренах (6,7,8) мы видим уже знакомые нам образы снежной мглы и свечи, жара соблазна и дуновения внешних сил на свечу, и в последнем катрене – вечную метель и вечно горящую свечу как символ спасения и надежды.

Мотив света – доминирующий мотив «Зимней ночи» (соотносим с ипостасей огня). Его воплощению способствуют библейские образы. Связь с божественным началом ощутима в лирическом стихотворении. Это достигается за счёт образов «озарённого потолка» (словно божественные силы проникают в это место, удаленное от всего мира), образа ангела, концепта креста, который пронизывает текст «Зимней ночи», имплицитно проявляет себя в словах: «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», «крестообразно». Использование Б. Пастернаком однокоренных слов « кр е ст», «с кр ещ е нья», « кр естообразно» неслучайно. Тем самым автор намеренно сближает их, ставит в один образный ряд. Сближение достигается и посредством приёмов мелодики (аллитерации звуков [к], [р], ассонанса звука [э]).

Образ метели является лейтмотивом всей «Зимней ночи». Её образ на мелодическом уровне создается с помощью аллитерации звука [л] и ассонанса звука [э]. Данные приёмы сближают слова, связанные с образом метели. К ним мы относим: «ме л о», «зем л е» , «мг л а», «пред е л ы», «б е л ой», «ду л о», «из уг л а» (последние два слова создают ощущение дуновения).

Поэтический мир стихотворения «Зимняя ночь» действительно антитетичен, но кроме того, в нём особое место занимает момент любви, который является кульминационным фрагментом произведения. Автор косвенно вводит в контекст стихотворения образы двух влюбленных, использует метонимию в пятом катрене для создания их образов («…и падали два башмачка…»). Данный фрагмент звучит как жизнеутверждающее начало, как победа жизни над смертью (выявляется ещё одна параллель противопоставленных образов). Неслучайно здесь автор использует образы, связанные с божественным началом, а именно образ ангела, который подчеркивает святость любви. Становится понятна важная мысль: любовь – это высокое чувство, способное человека вопреки всем обстоятельствам сделать счастливым.

Подтверждением жизнеутверждающей идеи является и размер произведения (разностопный ямб ). Несмотря на присутствие в тексте стихотворения пиррихиев, ямб выполняет свою функцию – придаёт лирическому шедевру сильную, эмоциональную окраску. Перекрестная рифма, чередование мужских и женских окончаний говорит о единстве, о соединении двух душ.

Стихотворение «Зимняя ночь» музыкально (неслучайно оно положено на музыку как романс). Музыкальность придает ему мелодичная интонация, несколько даже элегическая. Она создается благодаря рефренам «Свеча горела…», а также посредством подчинения ритмом синтаксиса (в стихотворении мы можем найти примеры инверсий «…слетались хлопья со двора…», «…и падали два башмачка…», синтаксический параллелизм в пятом катрене).

Анализ поэтического мира и ритмико-мелодической организации помогает понять смысл стихотворения, его философский подтекст. «Зимняя ночь» – это размышление о вечном. Именно поэтому автор затрагивает все сферы бытия: и жизнь природы, и бытие человека. Соотнося их, Б. Пастернак приходит к мысли о том, что любовь способна преодолеть все невзгоды. Никакая метель не может стоять на пути того человека, который любит. Любовь – главная ценность (неслучайно подчеркнута её святость в произведении). Б. Пастернак утверждает идею вечности любви и высоких чувств.

«Зимняя ночь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь », представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма , тесно переплетаются темы любви и природы . Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .

Основная идея произведения - противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна» . Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн» , «ангел» , «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма - укороченные вторая и четвертая строки - придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности : метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало - тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.


Ирина Сказина - Мело, мело по всей земле

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

Стихотворение «Зимняя ночь» входит в цикл стихов Юрия Живаго, заглавного героя романа Пастернака. Этот роман - «духовная автобиография» автора, поэтому чувства лирического героя являются и чувствами поэта.

Данное стихотворение описывает одну зимнюю ночь в жизни лирического героя, о его чувствах не написано прямо, понять их мы можем благодаря параллелизму в описании окружающих его предметов и противопоставлению природе за окном.

Воспоминания героя овеяны печалью, он испытывает некую тревогу и растерянность.

Любой предмет и образ не случаен, в стихотворении много символов, помогающих раскрыть настроение героя. Главным образом-символом является свеча: «Свеча горела на столе, /Свеча горела». Она символизирует уединение и надежду, но тут же мы чувствуем волнение о том, что этот огонек может задуть легкое дуновение ветра. Эти строчки рефреном проходят через все стихотворение, что говорит о важности свечи для лирического героя, она для него на данный момент является центром всего. Важен и образ метели: «Метель лепила на стекле/Кружки и стрелы», которая является метафорой, означающей переживания, тревогу и ненастья, выпавшие на долю лирического героя и поэта. Образы теней

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

Эти тени ложатся на потолок, создавая лишь неуютную атмосферу окружающего. Ряд однородных членов и бессоюзие придают некую напряженность.

Автор использует метафоры и сравнения, дополняющие общую картину происходящего: «И воск слезами с ночника/На платье капал», «На свечку дуло из угла, /И жар соблазна/Вздымал, как ангел, два крыла/Крестообразно». Нельзя не заметить прием антитезы, используемый при создании образов – огонь и лед, «озаренный потолок» и «тени», «снежная мгла», равномерное горение свечи противопоставляется метели за окном. Также автор прибегает к приему аллитерации: Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Повтор в строках гласной «е» придает протяжность. А ассонанс в описании метели помогает словно услышать гул и звон, это согласные «л» и «с».

Все стихотворение написано ямбом с чередующейся мужской и женской перекрестной рифмой – это придает ему текучесть и нежность, но в то же время строгая и четко прослеживающаяся структура добавляет динамичности всему произведению. Во многих строфах можно проследить синтаксический параллелизм. Композиция стихотворения кольцевая – это придает ему смысловую законченность и лаконичность.

Похожие статьи