Жизнь древних людей для детей. Игра-путешествие по истории древнего мира "жизнь первобытных людей"

Происхождение человека вызывает многочисленные споры до сегодняшнего дня. Но среди множества гипотез (основные среди них: креационизм, панспермия, эволюция и инволюция) 8 можно выделить основополагающий момент: движение (передвижение) сыграло в происхождении и/или развитииHomo sapiens одну из решающих, ведущих ролей.

Существовавшая с глубокой древности идея, впоследствии доведенная до научной формы С. Аррениусом 9 , о том, что в мировом пространстве повсеместно рассеяны зародыши живых существ (споры жизни), переносящиеся с одного небесного тела на другое, позволяла объяснить происхождение жизни на Земле.

Если взять за основу происхождения жизни на Земле вышеназванную концепцию панспермии или же одну из ее разновидностей: гипотезу о том, что люди - потомки переселенцев из других миров, тогда возникновение земной человеческой популяции прямо связано с «путешествием» космического масштаба.

Пророки некоторых религий, например Заратустра, по поверьям, считаются «пришедшими со звезды», в данном случае - Сириуса, чтобы дать людям знания об истинном устройстве мироздания, о Едином Боге, о Вселенском Разуме.

Теория эволюции подводит нас к тому, что для выживания и сохранения своего генофонда в меняющемся и не всегда гостеприимном и комфортном мире человек вынужден был довольно значительное время находиться «на марше», мигрировать. И расселение людей по всей планете - блестящее тому подтверждение.

Согласно последним археологическим открытиям, неандертальцы заселили Европу в промежутке от 200 до 100 тыс. лет назад. Во время холодных фаз (наступление ледника) неандертальцы в своих перемещениях достигали территорий современного Ирака, а также Восточного Средиземноморья. Примерно около 80 тыс. лет назад в районе Ближнего Востока произошла встреча неандертальцев - выходцев из Европы - и Homo sapiens , которые мигрировали из Африки. Вторая миграционная волнаHomo sapiens начала свое движение 60-50 тыс. лет назад вновь на север: в сторону Красного моря, и далее, в район Индостана, а оттуда, возможно, в Австралию. Третья волнаHomo sapiens - переселенцев лишь спустя 10-20 тыс. лет вновь двинулась в Европу, где и осела. Это подтверждают находки в пещерах Швабии и в верховьях Дуная. Вновь произошла встреча неандертальцев и представителей отрядаHomo sapiens , чьи пути развития, как предполагают ученые-генетики, разошлись около 600 тыс. лет назад. Встреча этих двух ветвей разумных существ закончилась тем, что неандертальцы «сошли» с исторической арены. Почему это произошло? Ведь культура неандертальцев практически ни в чем не уступала культуре пришельцев -Homo sapiens . Оружие их, возможно, было даже более совершенным. У них существовали погребальные обряды. О развитии декоративного искусства говорят многочисленные украше-ния из кости.

В качестве объяснения этого явления можно привести, на наш взгляд, наиболее гуманную теорию. Детская смертность у неандертальцев была всего лишь на 2 % выше, чем у представителей Homo sapiens , и эта, казалось бы, столь незначительная статистическая величина, могла привести к тому, что за 30 поколений неандертальцы вымерли даже и без какого-либо «геноцида» со стороны наших пращуров.

Согласно двум основным концепциям, базирующимся на эво- люционной теории, прародиной человека можно считать или несколько центров (полицентризм) или один (моноцентризм). Но, несмотря на отсутствие единства в отношении местонахождения колыбели человечества, ученые считают, что это произошло в Старом Свете. Но и обе Америки, и Австралия, и Океания были со временем «обжиты» человеком.

Человечеству для выживания и развития необходимо было осваивать ойкумену. О том, как это происходило, писали еще Геродот, Плиний-старший, Страбон, Арриан, Полибий и многие другие ученые древности. Не обошли проблему палеоэкспансии и современные ученые: Д.Н.Анучин, В.Брукс, А.Б.Дитмар, Л.А. Ельницкий, Р. Г. Подольный, М.Римшнейдер, А. Б.Сниса-ренко, Х.Ханке, Ю.Б.Циркин, И.Ш.Шифман и др.

Можно только догадываться о глобальности торговых палеоконтактов. Очевидно, что уже в мегалитический период существовал «общеевропейский рынок», появились зачатки и межконтинентального евразийского обмена.

Подтверждая теорию «вызова-ответа» выдающегося английского историка А. Дж.Тойнби, можно констатировать, что люди совершали многокилометровые морские путешествия еще в глубокой древности. «Отсутствие вызовов означает отсутствие к росту и развитию. Стимулы роста можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения», - писал А. Дж. Тойнби . Оказываясь в неблагоприятных климатических или социальных условиях, люди вынуждены были для сохранения своего социума бросать вызов как бескрайним континентальным пространствам, так и безбрежным океанским просторам.

Заселение всех материков (кроме Антарктиды) произошло в период от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом очевидно, что попасть, например, в Австралию можно было только водным путем. Первые поселенцы появились на территории современной Новой Гвинеи и Австралии около 40 тыс. лет назад.

К моменту появления в Америке европейцев она была населена большим количеством индейских племен. Но до сегодняшнего дня на территории обеих Америк: Северной и Южной - не найдено ни одной нижнепалеолитической стоянки. Следовательно, Америка не может претендовать на роль колыбели человечества. Люди здесь появляются позднее в результате миграций.

Возможно, заселение этого континента людьми началось около 40 - 30 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют находки древнейших орудий труда, обнаруженные в Калифорнии, Техасе и Неваде. Их возраст, согласно радиокарбонному методу датировки, составляет 35-40 тыс. лет. В то время уровень океана был ниже современного на 60 м. Поэтому на месте Берингова пролива существовал перешеек - Берингия, соединявший во времена ледникового периода Азию и Америку. В настоящее время между мысом Сьюарда (Америка) и мысом Восточный (Азия) «всего» 90 км. Это расстояние и было преодолено сухопутным путем первыми переселенцами из Азии. По всей вероятности, миграционных волн из Азии было две.

Это были племена охотников и собирателей. Они перешли с одного материка на другой, видимо, преследуя стада животных, в погоне за «мясным эльдорадо». Охота, по большей части загонная, велась на крупных животных: мамонтов, лошадей (они водились в те времена по обе стороны океана), антилоп, бизонов. Охотились от 3 до 6 раз в месяц, так как мяса, в зависимости от размера животного, могло хватить племени на пять-десять дней. Как правило, юноши занимались и индивидуальным промыслом мелких животных.

Первые жители континента вели кочевой образ жизни. Для полного освоения американского континента «азиатским мигрантам» понадобилось около 18 тыс. лет, что соответствует смене почти 600 поколений. Характерной чертой жизни ряда племен американских индейцев является тот факт, что перехода к оседлой жизни у них так и не произошло. Вплоть до завоеваний европейцев они занимались охотой и собирательством, а в прибрежных районах - рыболовством.

Доказательством тому, что миграция из Старого Света проходила до начала эпохи неолита, является отсутствие у индейцев гончарного круга, колесного транспорта, металлических орудий труда (до прихода в Америку европейцев в период Великих географических открытий), поскольку эти нововведения появились в Евразии, когда Новый Свет был уже «изолирован» и стал развиваться самостоятельно.

Представляется вероятным, что заселение велось и с юга Южной Америки. Сюда через Антарктиду могли проникнуть племена из Австралии. Известно, что Антарктида отнюдь не всегда была покрыта льдами. Сходство представителей ряда индейских племен с тасманийским и австралоидным типом очевидно. Правда, если придерживаться «азиатской» версии заселения Америки, то одно другому не противоречит. Существует теория, согласно которой заселение Австралии производилось выходцами из Юго-Восточной Азии. Вероятно, что произошла встреча двух миграционных потоков из Азии на территории Южной Америки.

Свой вклад в «открытие» и дальнейшее освоение американского материка могли внести и меланезийцы. Будучи отличными мореходами, они совершали длительные «путешествия» по просторам Тихого океана. Наиболее объективным доказательством родства меланезийцев и ряда племен американских индейцев являются их гематологические характеристики. К одной из них относится такой объективный показатель, как группа крови «О», или «тихоокеанско-американская».

Палеолингвистика также подтверждает наличие нескольких языковых групп на американском континенте, некоторые из них имеют сходство с малайско-полинезийской группой. Кроме того, есть доказательства сходства языков американских индейцев с языками монголов и жителей Приамурья.

Сколь бы ни были противоречивы теории о предках американских индейцев, все они подтверждают ту истину, что материк был заселен в результате миграционных перемещений из других частей Земного шара.

Проникновение на другой материк - Австралию произошло на рубеже палеолита и мезолита. Из-за более низкого уровня океана, наверняка, существовали «островные мосты», когда переселенцы не просто уходили в неизвестность открытого океана, а перебирались на другой остров, который они либо видели, либо знали о его существовании. Перебираясь таким образом с одной островной цепи Малайского и Зондского архипелага на другую, люди со временем оказались в некоем эндемическом царстве растительного и животного мира - Австралии. Предположительно, прародиной австралийцев также была Азия. Но переселение произошло так давно, что невозможно обнаружить сколько-нибудь близкого родства языка австралийцев с каким-либо другим народом. Их физический тип близок тасманийцам, но последние полностью были истреблены европейцами уже к середине XIXв.

Сходство древних австралийцев с народами Юго-Восточной Азии прослеживается по некоторым характерным признакам орудий труда эпохи позднего палеолита и мезолита азиатских народов. Дальнейшие контакты австралийцев с папуаско-меланезий-скими народами не носили постоянного характера. Последние познакомили австралийцев с луком и стрелами, лодками с балансиром. Но в значительной мере из-за того, что австралийцы вели номадический (кочевой) образ жизни, они не могли поддерживать регулярных контактов с папуасами и меланезийцами. Могли, например, во время их прибытия на материк перебираться на другие территории.

Австралийское общество из-за своей изолированности в большой степени стагнировало. Аборигенам Австралии не было известно земледелие, и одомашнить они сумели лишь собаку динго. За десятки тысяч лет они так и не вышли из младенческого состояния человечества, время как бы остановилось для них. Европейцы застали австралийцев на уровне охотников и собирателей, кочующих с места на место по мере оскудения кормящего ландшафта.

Исходным пунктом в освоении Океании была Индонезия. Именно отсюда направлялись переселенцы через Микронезию в центральные области Тихого океана. Сначала ими был освоен архипелаг Таити, затем Маркизские острова, а потом острова Тонга и Самоа. «Облегчало» их миграционные процессы, видимо, наличие группы коралловых островов между Маршалловыми островами и Гавайями. Ныне эти острова находятся на глубине от 500 до 1000 м. Об «азиатском следе» говорит сходство полинезийского и микронезийского языков с группой малайских языков.

Существует и «американская» теория заселения Океании. Ее основателем является монах X. Цунига. Он в началеXIXв. опубликовал научный труд, в котором доказывал, что в тропической и субтропической широтах Тихого океана господствуют течения и ветры с востока, поэтому южноамериканские индейцы, «полагаясь» на силы природы, смогли добраться до островов Океании, используя бальсовые плоты. Вероятность подобных путешествий была подтверждена многими путешественниками. Но пальма первенства в подтверждении теории о заселении Полинезии с востока по праву принадлежит выдающемуся норвежскому ученому - путешественнику Туру Хейердалу, который в 1947 г. так же, как и в древности, на бальсовом плоту «Кон-Тики» сумел добраться от берегов города Кальяо (Перу) до островов Туамоту.

Видимо, верны обе теории. И заселение Океании велось переселенцами как из Азии, так и из Америки.

Одним из наиболее выдающихся народов, склонным к путешествиям планетарного масштаба, были малайцы. Они с начала Iтыс. до н. э. вплоть до концаIтыс. н. э. пересекали пространство Индийского океана, колонизируя остров Мадагаскар. Часть переселенцев прибывала даже с островов Ява и Суматра. Мальгаши, современные жители Мадагаскара, говорят на языке малайско-полинезийской группы и относятся к южной ветви монголоидной расы. Совпадают способы обработки земли мальгашей и малайцев, типы жилищ, многие обычаи. Это не в последнюю очередь относится к традиции мореплавания. У каждой семьи, живущей в прибрежных районах, есть лодка. И отделение сына начинается не с брачной церемонии, а со строительства лодки для его будущей семьи.

Почему же не произошло заселение Мадагаскара жителями Африканского материка? Скорее всего, африканцы, которые традиционно не были очень сильными мореходами, не смогли преодолеть коварного и бурного течения в Мозамбикском проливе, отделяющем остров от материка, которое достигает скорости 5 узлов (около 10 км/ч). В то же время, в Южном полушарии существуют благоприятные условия для плавания на Запад. Ровный пассат и постоянное попутное течение помогают пересечь океан. Поэтому остров и был заселен малайцами, преодолевшими десятки тысяч километров, а не африканцами, для которых и десятки километров оказались непреодолимыми.

Окончание ледникового периода привело к изменениям кли-матогеографического, а как следствие, и биолого-социального характера. Из-за потепления не только поднялся уровень мирового океана, но и стали изменяться флора и фауна. Ряд животных, не сумевших приспособиться к новым климатическим условиям и новой кормовой базе, вымирал, другие откочевывали. Соответственно, вслед за миграциями животных, начались (продолжились) миграции людей.

На доисторические морские путешествия в бассейне Эгейского моря указывают многочисленные археологические находки. Глубоководная охота была развита и у народов, живших на побережье Ирландии и Шотландии около 7 тыс. лет назад (кости глубоководных рыб, не подходящих к прибрежному мелководью, найдены в большом количестве в этих районах). Эти люди должны были выходить в открытый океан, удаляясь от берега на 50 - 60 км. Надо отметить, что общность мегалитических культур Европы (находки в современной Португалии, Англии, Франции, Северной Скандинавии, Испании и Ирландии) говорит о том, что между ее различными районами существовали прекрасно налаженные связи, в основном морские.

Миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а также зачатки механики.

Особенно эти знания были необходимы при создании транспортных средств. Известно, что еще в период мезолита народы, населяющие разные материки, выходили в открытый океан. Для морской охоты и рыболовства надо было строить надежные лодки и катамараны. Кочевые народы, занимающиеся отгонным скотоводством, должны были иметь прочные повозки для перевозки домашнего скарба.

Прекрасные мореходные качества древних плавсредств были блестяще подтверждены в наше время, когда были повторены палеотрансокеанские путешествия на судах, сконструированных по древним рисункам и археологическим находкам: например, плавание Тима Северина или Тура Хейердала.

Хорошо известны многочисленные памятники художественной культуры первобытности. Это говорит о том, что чувство прекрасного не было чуждо нашим предкам. Они были замечательными художниками, среди них были скульпторы и музыканты, появляются зачатки театра. Наверняка, охотники, уходившие далеко от стоянок, могли наблюдать нечто неординарное, с чем стремились познакомить соплеменников, и не только вербально, но и визуально. Поэтому можно говорить о том, что путешествия в древности содействовали становлению художественной культуры.

Очевидно, что не только технологические инновации лежали в основе взаимодействия первобытных коллективов. Существовало и воздействие культурных стандартов, а возможно, и эталонов. Думается, что свое распространение получали также стандарты и эталоны, выполнявшие престижную функцию. Зарождается интеллектуальное воздействие на уровне верований и магических действий. Наверняка, начал формироваться и феномен моды, базирующийся на социальной психологии.

Отражением постоянных земных путешествий в верованиях наших предков стало посмертное «путешествие души», которое один из героев Карлоса Кастанеды, современного американского писателя и философа, очень верно характеризует как «окончательное путешествие». Это явление нашло свое отражение в различных анимистических верованиях и обрядах. Во всем прослеживается идея о том, что умершему в его путешествии многое может понадобиться. Отголоском этих первобытных обрядов является саркастическое упоминание Лукиана о том, что для Цербера предназначался медовый пирог, который клали в гроб, а монета, положенная в рот умершему, должна была служить платой Харону за перевоз души через Аид . Даже в новейшие времена японцы дают деньги взаймы для возвращения их с огромными процентами на том свете, веря в посмертное «путешествие души».

Богиня смерти этрусков Лаза и демон смерти Тухулка имели крылья, что подразумевало их перелет вместе с душами умерших в подземный мир.

Души умерших викингов «брали» с собой своих слуг и лошадей, лодки и деньги, ноги покойного всегда были обуты в хельско (вид специальной обуви) для трудного путешествия. В Бенга-лии на погребальный костер клали монеты, чтобы умилостивить демонов, стоящих при входе в Страну теней. Древние пруссы клали в карманы усопшему монеты, чтобы он мог купить себе сладости во время трудного пути и т.д. Этот аспект анимизма можно встретить и в Полинезии, и в Индостане, и у индейцев обеих Америк. О странствовании души в Страну мертвых слагались мифы.

В самых начальных культурных пластах надо искать и истоки учения о переселении душ. Это учение составляет существенную часть примитивной «философии», говоря о том, что душа может переселиться в материальные предметы, начиная с человеческого тела и заканчивая кусками камня или дерева. У североамериканских индейских племен такулли и алгонкинов еще в начале XXв. старались хоронить умерших детей около дороги, чтобы их души могли перейти в проходящих мимо матерей и вновь таким образом родиться.

В Древнем Египте маршрут следования в загробный мир был сформулирован священными текстами, обобщавшими знания сути всего мира, видимого и невидимого. Эхо этого древнейшего знания впервые запечатлено в «Текстах пирамид», высеченных на стенах погребальных камер пирамиды Унаса - XXIVв. до н. э.

В Китае забота о покойном проявлялась в следующем: чтобы в загробной жизни душа умершего ни в чем не испытывала недостатка, родственники клали в могилу фигурки, изображавшие различную утварь и даже здания. Последователи философского учения даосизма впереди похоронной процессии несли бумажного журавля, крылатого посланца небес. Когда журавля сжигали, душа умершего на его спине возносилась к небесам.

Учение о переселении души (сансара) характерно и для многих религий, в том числе исповедующихся и в настоящее время: индуизма и буддизма.

В зороастрийском учении умершие уходят в загробный мир по мосту Чинват (или Чинвато-перето - Переход-разлучитель). Чин-ват выстроен из лучей света. Аналог этому «Переходу-разлучите-лю» можно встретить и в древнеславянской мифологии. Радуга славянами воспринималась как небесный мост. Славяне отмечали ра-дунец или радуницу - «навий-день», родительскую, день поминовения усопших. Древние славяне считали, что душа умершего по радуге (рай-дуге) совершает свое последнее путешествие: из Яви в Навь (потусторонний мир).

И древнейшая история таит еще немало загадок, которые указывают на то, что развитие Homo sapiens явно не всегда носило линейный эволюционный характер. Необходимы специальные исследования и ее инволюции.

Человек эпохи первобытности не был столь примитивен, как иногда представляется. Он сумел заселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские преграды, горные цепи, пространства евразийских степей и северных приполярных районов. С усовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности.

Контрольные вопросы и задания

1 . Назовите основные теории происхождения жизни на Земле.Какие из них связаны с активными «миграционными процессами»?

2. Обоснуйте влияние миграций на антропогенез.

3. Как происходило освоение: Америки; Океании; Австралии?

4. Каким образом влияли миграции в эпоху первобытности на распространение и интенсификацию знаний и умений?

5. Как у различных народов проблема путешествий была отражена в их религиозных воззрениях?

6. Правомерно ли говорить о «первобытном туризме»?

Литература

Войтов В. И. Океанские дороги человечества. - М., 1994.

Голант В. Планету открывали сообща. - Л., 1969.

Зубов А. А. Человек заселяет всю планету. - М., 1963.

Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. - М., 1999.

Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий (проблемы исторических контактов). - М., 1978.

Сенкевич Ю. А. На Ра через Атлантику. - Л., 1973.

Ханке X . Люди, корабли, океаны. - М., 1982.

Хвйердал Т. Древний человек и океан. - М., 1982.

Юлия Мазнина

Недавно, заскучав по маленьким и большим путешествиям, мы с сыновьями и племянниками решили устроить путешествия во времени дома. мы уже искали, следующим пунктом наших путешествий в прошлое стал каменный век. Интересно же посмотреть, как жили первобытные люди. Но случилось так, что мы не просто посмотрели на жизнь доисторических людей, а из-за ошибки в машине времени превратились в гоминид — предков человека, и нам пришлось пройти весь путь эволюции вместе с первобытными людьми, чтобы снова стать Homo sapiens — человеком разумным. Игра заняла у нас около двух часов. Сценарий подойдет детям от 3 лет.

Ведущий: Если бы с вами оказались на нашей планете Земля 3 миллиона лет назад, все вокруг нас было бы немного не так. И мы были бы на ней единственными людьми. Да-да, не удивляйтесь. В то время человека на Земле еще не было. Учетные считают, что первый человек появился на нашей планете 2,4 миллиона лет назад. Случилось это в Северо-восточной Африке.

На карте (физической или политической) найдите северо-восток Африки, можете поставить там какую-нибудь отметку или воткнуть флажок.

Ведущий: Потом первобытные люди ушли в Азию и Европу. Здесь развитие древнего человека пошло быстрее. В Азии появились первые цивилизации.

На карте покажите Азию и Европу. Можно указать движение первобытных людей стрелками (Если карта у вас ламинированная, стрелки можно нарисовать или вырезать из бумаги).

Ведущий: Хотите посмотреть, как жили первобытные люди, и чем они занимались? Тогда нам с вами нужно попасть в Каменный век, а точнее, в самое его начало — в эпоху палеолита, когда доисторические люди научились использовать каменные орудия труда.

Ведущий в задумчивости оглядывает участников.

Ведущий: Чтобы первобытные люди приняли нас за своих, нам с вами нужно немного поменять наш внешний вид. Как одевались доисторические люди? Ткани они делать не умели, ткань им заменяли выскобленные и высушенные на солнце шкуры животных. Ноги первобытные люди предпочитали оставлять босыми, но мы с вами можем сделать особую обувь — поршни, собрав кусок кожи вокруг щиколотки.

Участники одеваются как первобытные люди. Вместо кожи можно использовать, например, ткань коричневого цвета. Поршни мы фиксировали вокруг щиколотками банковскими резинками.

Ведущий: Все готовы к путешествию во времени? Включайте машину времени, поехали! Наша цель – каменный век, эпоха палеолита.

Дети запускают машину времени, все участники перемещаются к месту, отмеченному табличкой «Палеолит» (прочитать может сам ведущий или участники, которые умеют читать). В качестве машины времени может выступить любая коробка, пульт, детский руль. Вы даже можете просто представить, что она у вас есть и, например, лежит на ладони. Мы используем доску с выключателями, шпингалетами и прочими развивашками для ручек.

Ведущий: Так-так. Похоже, сегодня наша машина времени слегка барахлит. Мы с вами оказались не в эпоху палеолита, а немного раньше, когда на Земле жили предки человека – гоминиды. Сейчас гоминидами называют предков человека и больших человекообразных обезьян.

Ну что ж, придется нам с вами, ребята, пройти тот же путь, что прошел человек в процессе своей эволюции – от человека умелого (Homo Habilis), еще очень похожего на человекообразных обезьян, до человека разумного (Homo sapiens), как мы с вами. Вперед!

1 остановка. Предки человека — гоминиды

Первая наша остановка – время гоминид, предков человека, похожих на больших человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и орангутаны. Как вы думаете, что умели делать предки человека? А чем питались?

Ведущий: Совершенно верно! Скорее всего, они еще передвигались на четырех ногах, могли с легкостью забираться на деревья и питались тем, что могли найти вокруг себя: бананами и другими фруктами, корешками, выкопанными из земли. Попробуем?

Участники ходят на четырех ногах, отыскивая что-то съедобное. Могут забраться на спорткомплекс, диван или кровать на четвереньках. Повесьте на спорткомплекс или ручку двери несколько бананов, пусть участники попробуют съесть их без рук. Если вы решите полакомиться корнеплодами, выкопанными из земли (например, морковкой или репой), их, конечно, нужно почистить.

2 остановка. Человек умелый (Homo habilis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время человека умелого – Homo habilis (хОмо хАбилис). Был он еще очень согбенным, с длинными руками и большой головой. Рост взрослого человека умелого был как рост нынешнего 12-тилетнего мальчика.

Участники изображают, каким был человек умелый. Пробуют согнуться так, чтобы достать кончиками пальцев выпрямленных рук до колен, потом до щиколоток, потом до пола.

Ведущий: Человек умелый первым научился обрабатывать камень и делать из него орудия труда. Именно поэтому это время в истории нашей планеты ученые называют Каменным веком. Как вы думаете, что мог делать своими каменными орудиями, человек умелый?

Участники высказывают свои предположения. Попробуйте камушками расколоть косточки от абрикоса или сливы, измельчить сухарики, раскопать землю в горшке с комнатным растением.

Ведущий: А где же жил человек умелый? Он еще не умел строить дома, а для жилья использовал те каменные сооружения, которые предоставляла ему природа. Догадаетесь какие?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Человек умелый использовал для жилья пещеры. Давайте и мы сделаем свою.

Используя стол, стулья и покрывала сделайте пещеру.

Ведущий: Пищу человек умелый добывал себе, собирая лисья, плоды растений, выкапывая корешки растений. Большой удачей были для древнего человека гнезда птиц.

Заранее сделайте из бумаги или газеты гнездо птицы. Положите в него несколько шоколадных яиц или капсул от киндер-сюрприза с маленькими съедобными сюрпризами внутри. Уберите гнездо повыше, пусть участники отыщут его.

3 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus )

Ведущий: Следующая наша с вами остановка – эпоха палеолита, время человека прямоходящего – Homo Erectus (хОмо эрЕктус). Взрослый человек прямоходящий был ростом чуть ниже, чем современный человек, но руки его были длиннее, чем у нас с вами. Он изобрел рубило и охотился на мелкого зверя. Рубило – это кусок камня, заостренный с одного конца, который древние люди зажимали в кулаке и использовали как нож, топор или кирку. А еще он научился поддерживать огонь. Как вы думаете, откуда появился огонь у доисторического человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Да, с огнем древние люди могли встретиться в время грозы, когда молния ударила в сухое дерево и оно загорелось. Сам получать огонь древний человек тогда еще не умел, поэтому огонь нужно было беречь. Что могло потушить огонь? А как огонь можно было передать другим людям?

Участники высказывают свои предположения. Можно провести опыты: потушить свечку водой из пульверизатора, задув ее, перекрыв доступ воздуха, закрыв ее банкой или засыпав песком или солью. Зажгите одну свечку от другой – так древние люди могли передавать огонь друг другу.

Ведущий: Итак, первобытному человеку приходилось беречь огонь от дождя и ветра, следить, чтобы тлеющий костер не засыпали и не затоптали, чтобы к огню все время был доступ воздуха и было чему гореть. В пещерах древние люди делали очаг, обкладывали его камнями, регулярно подкидывали в огонь хворост (сухие ветки), чтобы он не потух. Давайте и мы в нашей пещере сделаем очаг.

Участники выбирают в пещере место для очага, обкладывают его камнями. У нас были настоящие, но можно вырезать камни из картона. Собирают хворост (им могут стать простые карандаши) и зажигают огонь (можно свернуть трубочки из бумаги или салфеток). У нас в качестве хвороста были коричневые кубики , а огонь мы сделали из красных, желтых и оранжевых кубиков.

Ведущий: Как вы думаете, как огонь изменил жизнь древнего человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Огонь изменил питание древнего человека: если раньше он ел пищу только сырой, то теперь ее можно было готовить на костре: жарить мясо, запекать овощи. Огонь позволил древнему человеку жить в более прохладном климате, ведь у костра было теплее. Огонь сделал жизнь первобытных людей более безопасной: свет и запах костра отпугивали диких зверей, наверное, поэтому люди и сейчас так любят смотреть на огонь.

Заранее приготовьте небольшие кусочки колбасы, сыра, огурца, фруктов или мармелада (этот вариант детям особенно нравится) и деревянные палочки для шашлыков. Если длинных палочек нет, можно воспользоваться зубочистками. Пусть участники сделают себе шашлыки и «поджарят» их на костре. Эту игру можно вставлять в любой квест и проводить на любом празднике — она всегда пользуется успехом. Она дает участникам возможность немного отдохнуть, и еще к игре сразу привлекаются те, кто до этого особо не участвовал.

4 остановка: Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Наша следующая остановка – эпоха палеолита, время гейдельбергского человека — Homo heidelbergensis (хОмо хейдельбЕргенсис). Ростом он был еще повыше человека прямоходящего, был сильным и крепким. Сейчас спортсмены тренируются с гантелями? А что мог использовать гейдельбергский человек?

Сделайте несколько упражнений с камнями. Вместо настоящих камней можно взять мешочки с крупой (лучше тканевые) или толстые книжки, которые удобно держать.

Ведущий: Гейдельбергский человек изобрел копье и уже охотился на крупных животных. Как вы думаете, на каких?

Ведущий: Не все виды животных, на которых охотился доисторический человек, есть в наше время. Большинство из них вымерло. Вымерли:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • большерогий олень (рога его достигали 4 метров в размахе, с такими рогами через лес не проберешься);
  • мамонт (близкий родственник слона, но намного крупнее, ноги были короткими, а тело было покрыто густой шерстью, поэтому он не боялся холода; бивни мамонта достигали в длину 4 м);
  • шерстистый носорог (был похож на того носорога, который живет на нашей планете сейчас, но тело его было покрыто густой шерстью, как и у мамонта);
  • пещерный медведь (был крупнее и сильнее, чем обыкновенный бурый; ученые считают, что он не впадал в спячку).

В вот бизоны — огромные дикие быки — живут в Америке до сих пор. Густой шерстью у них покрыта только передняя часть тела, на спине горб, на голове — короткие и толстые рога.

Участники могут изобразить животных, о которых рассказывает ведущий.

Ведущий: Думаю, нам с вами тоже нужно обзавестись копьем и отправиться на охоту. А до изобретения копья, древние люди охотились, закидывая животное камнями.

Копье можно сделать из палки, привязав к ней или прикрепив скотчем наконечник из картона или другого материала. Если палки нет, копье можно вырезать из большого куска плотного картона. В качестве камней в данном случае лучше взять мягкие или тряпочные мячики.

Устройте охоту на мамонта или слона. Мамонта можно сделать так: поставьте два стула или положите на пол две большие подушки и накройте их большим куском ткани. Бросая копья, попробуйте сбросить покрывало со стульев. А возможно мамонтом согласится стать старший брат или папа. Пусть шерстистым носорогом будет фитбол – бросая копья или камни закатите фитбол за черту.

Ведущий: Гейдельбергский человек также научился строить жилище из веток и шкур. Как мы сейчас называем такие жилища?

Участники высказывают свои варианты.

Ведущий: Правильно. Жилище из веток мы называем шалашом, а если жесткий каркас из веток покрыть шкурами животных получатся яранга, чум, вигвам или типи. Может и нас с вами такое жилище построить?

Постройте модель шалаша. Вам понадобится: небольшой кусочек туристического коврика, поролона или просто пластилин, зубочистки, несколько смятых фольгированных фантиков или разрезанная на части фольга от плитки шоколад (фантики должны быть смяты так, чтобы их потом можно было расправить). Сначала поохотьтесь на животных: разложите на столе смятые фантики, пусть участники попробуют попасть в них копьями – зубочистками. Кто попал в «зверя», забирает фантик себе. На куске туристического коврика сделайте основу для вигвама из зубочисток. Затем пальцами или с помощью стеки займитесь выделкой шкур (расправьте фантики) и покройте ими основу вигвама. Закрепите фантики клеем или с помощью зубочисток. Готово!

5 остановка. Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Ведущий: Пора отправляться дальше по пути эволюции человека. Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время неандертальцев — Homo sapiens neanderthalensis (хОмо сАпиенс неандерталЕнсис). У него были массивные кости и мускулистое туловище, и он был сутул. Неандерталец научился строить землянки и добывать огонь. Землянка – это жилище

Сделайте землянку из пластилина. Жилье гейдельбергского человека из шкур и землянку можно поставить все землянки в пустую коробку, добавить сухую траву, листья, гречку или другую крупу, деревья от конструктора, из пластилина же можно слепить костер, древнего человечка также можно слепить из пластилина или взять из конструктора. У вас получится .

Ведущий: Как же удалось неандертальцу добыть огонь? Сильно-сильно потрите ладошки друг об друга, чувствуете тепло? Трение – главный союзник в получении огня.

Участники греют свой щечки, лобики, носы, пятки, коленки и т.д.: трут ладошки друг об друга, а затем прикладывают их к разным местам.

Ведущий: Освоил неандерталец и стрелу и лук.

Если у вас есть лук, расставьте на полу фигурки (картинки животных), пусть участники сходят на охоту. Мы вместо лука использовали рогатку.

Ведущий: Умел неандерталец и рыбачить. Думаю нам с вами тоже нужно научиться рыбачить по-неандертальски – оглушая рыбу метким попаданием заостренной палки.

Вам понадобятся несколько надутых воздушных шариков. Прежде чем надуть их, спрячьте внутри «зубы». Зубы можно подобрать среди продолговатых пуговиц, деталей конструктора (в них должно быть сквозное отверстие) или просто вырезать из картона. Раскидайте шарики по комнате, дайте каждому участнику по зубочистке. Задача участников – поймать шарик одной или двумя ногами без помощи рук, а затем проткнуть шарик зубочисткой (проткнуть воздушный шарик, просто бросив в него зубочистку, — практически невозможно, проверили). Находящиеся внутри шарика предметы участники забирают себе.

Всезнайка: Из костей и зубов животных и из раковин морских и речных моллюсков неандерталец научился делать украшения. У нас с вами тоже есть трофеи. Давайте соберем украшения.

Участники получают по длинной толстой нити и собирают украшения.

6 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homo sapiens sapiens)

Ведущий: Движемся дальше. Наша с вами последняя остановка – эпоха мезолита и неолита, время кроманьонцев, или человека разумного — Homo sapiens sapiens (хОмо сАпиенс сАпиенс). Кроманьонец умел уже почти все: говорить, обрабатывать камень, дерево и кость, охотиться и ловить рыбу, плавать на плоту, рисовать, петь, танцевать и даже воевать.

Жили кроманьонцы родами – небольшими группами, состоящими из родственников. Роды объединялись в общины, которые жили и охотились на одной территории. Когда для отражения нападения врагов, понадобилось объединиться нескольким родам и общинам, появились племена с вождем – самым сильным и мудрым охотником во главе.

Первобытные люди считали, что у каждого племени есть свой покровитель — животное, тотем, от которого и произошло племя. Давайте придумаем тотем для нашего племени. А раз, кроманьонец уже умел говорить, надо бы нам придумать себе имена.

Участники выбирают тотемное животное для племени и имена для себя. И пробуют определить тотемных животных других племен (по картинкам теней животных).

Ведущий: Обращаясь к тотемному животному с просьбой о чем-то, древние люди выполняли разные ритуалы: пели, танцевали. Проводил эти ритуалы и берег традиции – шаман, то есть колдун, племени. Многие ритуалы проводились под первобытную музыку. Конечно, она не была похожа на нашу, главным в ней была не мелодия, а ритм. Первыми музыкальными инструментами были…какие? Как вы думаете?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Обрабатывая камень, стуча камнями друг об дружку, кроманьонцы заметили звуки. Поэтому первыми музыкальными инструментами были барабаны, стучали по ним и руками, и палками, и крупными костями животных. Потом появились погремушки заполненные семенами или сушеными ягодами, потом и другие инструменты. Отыщем музыкальные инструменты и станцуем?

Участники находят подходящие инструменты (барабаны, деревянные палочки, ложки, коробочки-шумелки, флейты) и танцуют под первобытную музыку (можно использовать звуки африканских барабанов ) или под смешную «Песню о вещах» в исполнении М. Боярского. Вместо барабанов можно использовать перевернутые кастрюли, картонные коробки, пластиковые контейнеры или просто стучать по табуретке или столу.

Ведущий: Кроманьонцы, научились не только охотиться, но и воевать. Для защиты они обносили свои стоянки частоколом из бревен, веток и даже костей мамонта.

Ведущий: Кроманьонцы научились делать ловушки для диких зверей. Но нам с вами нужно их обойти.

Расположите на полу листы бумаги, кусочки напольного коврика, кубики от конструктора. Пусть участники аккуратно пройдут по около них, ничего не задев.

Ведущий: Могли кроманьонцы и заготавливать еду.

Раздайте участникам по несколько кусочков толстых ниток. Пусть они выложат улиток – на листах белой бумаги, представив, что это снег. Можно выложить улиток на полу и закидать их «снегом» (ватой или ватными дисками).

Ведущий: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов – кроманьонцы рассказывали рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков (петроглифов) можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Петроглифы – это как письма из прошлого в будущее. Потом из этих петроглифов возникла письменность. На этом моменте доисторическое время заканчивается, дальнейшую историю ученые изучают по письменным источникам. А что бы вы рассказали отсюда, из окончания доисторического времени тем людям, которые живут сейчас.

Участники делают наскальные рисунки. Для основы лучше взять картон, а рисовать – свекольным соком, обугленными палочками или мелками. Мы рисовали обугленными палочками для суши.

Ведущий: Пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством и своим жилищем. Встречалось им много интересных растений. Повезло и нам с вами. Что это за растение, как вы думаете?

Ведущий подводит участников к подвешенной пиньяте коричневого цвета – плоду какао-дерева. Участники разбивают пиньяту, находят шоколадные конфеты и делают вывод, что это какао-дерево. У нас к праздничному столу дети несли конфеты на шкуре, взяв ее за два конца.

Вместо заключения

Ведущий: Сегодня вы ходите в детский сад, учитесь, ваши мамы и папы работают. А чем же занимался первобытный человек? Человек умелый жил собирательством — ел то, что мог найти (растения, животных, их яйца), человек прямоходящий начал охотиться. Постепенно древний человек одомашнивал животных: первым его спутником стала собака. Вещей у древнего человека было немного, он легко мог переходить с места на место, так в эпоху неолита появились кочевники — люди, которые занимались разведением скота и постоянно перемещались с места на место. Потом древний человек научился сам выращивать растения, а не только их собирать. Так возникло земледелие – занятие оседлых племен. Благодаря ему человек смог обеспечить себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Но об этом – в следующем путешествии.

Участники прощаются с ведущим.

В подготовке этой игры мне очень помогла энциклопедия для детей «Мы живем в каменном веке» из серии «Пешком в историю» (книга в Лабиринте) и настольная карточная игра «Жили-были в каменном веке» из этой же серии (игра в Лабиринте).

Понравился сценарий праздничной игры? Сохраните его себе на стену социальной сети, чтобы рассказать о нем другим родителям и порадовать своего малыша в ближайший праздник!

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

переселения ЭСО -- перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО -- перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО -- по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы -- это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей -- уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство -- передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этиоэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.

К объективным причинам можно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы (убийства молодняка и самок охотниками).

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков -- охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» -- если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца» считалось в то время неприкосновенной.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствия человека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация, ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями в жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека, начиная с эпохи первобытности.

Кроме миграционных путешествий, в древности развивались «брачные путешествия», которые постепенно становились характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах мидийцев, 4 филах древних афинян,.24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Не так давно мы отправлялись на машине времени в глубокую древность, чтобы вместе с малышом проследить, как человек постепенно приобретал и совершенствовал . А в этой статье я предлагаю вам перенестись в доисторическую эпоху. На этот раз темой нашего исследования будет изобразительное искусство древних людей, которое мы будем изучать в совместных размышлениях с малышом, а также на практике.

Вот вопросы, ответы на которые мы постараемся найти:

Что чаще всего изображали первобытные люди и почему
на чем они рисовали, когда не было бумаги
что они использовали вместо красок и кистей
почему и для чего человек вообще начал рисовать

А для этого давайте сначала вместе с ребенком погрузимся в атмосферу первобытного времени.

Мир глазами древнего человека

Станьте учеными-исследователями. Рассматривая вместе картины, изображающие жизнь первобытного человека, помогите ребенку сделать вывод о том:
что служило для него жилищем
какую пищу люди тогда употребляли
и как они ее добывали.

А еще лучше - попробуйте с малышом посмотреть на мир глазами древнего человека, мысленно перевоплотившись в него. Начните думать, как он. И тогда ваш ребенок станет настоящим первооткрывателем.

Скажите ребенку так: «Когда-то, давным-давно, не было ничего, к чему ты привык, совсем ничего, что сделано руками человека (перечислите). Существовала только природа: поля, леса, горы, реки и озера. Представь, что ты - человек, которому суждено было родиться в этот период. Какие трудности тебе могут встретиться? Как и где ты будешь спасаться от непогоды? А где будешь проводить ночь, чтоб не замерзнуть?»

Пусть малыш предложит как можно больше вариантов. Возможно, среди них будет и пещера. Каждое «открытие» моделируйте, помогая ребенку еще лучше прочувствовать атмосферу первобытной эпохи. Неплохая пещера получится, если накинуть покрывало на стол и залезть под него, причем вместе с малышом!

Как первобытный человек добывал еду

Продолжайте задавать вопросы: «А чем бы ты питался, где бы брал пищу? Ведь магазинов тогда не было. Верно, зато были реки и озера, в которых есть много рыбы! А лес может насытить человека? Конечно. В лесу есть ягоды, грибы, съедобные травы. Но на них одних долго не продержишься. Чтобы были силы, нужно есть мясо. А сможет ли человек добыть его голыми руками? Что бы ты придумал, будучи представителем первобытного общества? Смастерить приспособления для ловли животных? Верно! А какие?»

Если не догадается, покажите малышу картинки с луком, стрелами, копьями. А теперь сделайте вместе с ним уменьшенные модели этих самых орудий, прикрепив более или менее острые камни веревкой к палке (стрелы и копья) и соединив два конца гибкой ветки веревкой или пучком длинной травы (лук).

Учимся готовить «по-первобытному», переносить непогоду

Теперь можно обсудить с малышом приготовление пищи древним человеком, задав следующие вопросы: «Что будет, если съесть сырое мясо? Будешь не очень хорошо себя чувствовать, согласен? Но ведь плиты тогда не было. Чем можно заменить ее в природных условиях? Правильно, костром или очагом.»

Разбросайте по ковру карандаши, имитирующие дрова, и камни. Походите «по лесу» и соберите эти столь важные для выживания ресурсы. Соорудите в своей «пещере» «очаг». Огонь можно имитировать кусочками красной и оранжевой ткани. Можно «поджарить» на нашем «костре» кусок «мяса», сделанный из пластилина или соленого теста.

Спросите малыша, как еще животные могут помочь человеку выжить. Задавайте больше наводящих вопросов, чтоб ребенок делал открытия сам, активизируйте его мыслительные и творческие способности: «Как бы ты спасался зимой от холода? Ведь всю зиму в пещере перед огнем не просидишь. Правильно, нужна теплая одежда! Кому холод нипочем? Конечно, животным с их удерживающей тепло шерстью! Поэтому люди и догадались делать из теплых шкур одежду.» Облачите малыша в кусочки ткани, похожие на мех животных.

Первые рисунки: от теории к практике

Ну а теперь, когда азы жизнедеятельности первобытных людей ребенок усвоил, спросите его: «А как ты думаешь, а умели ли древние люди рисовать? Если да, то как - хорошо или не очень?»
Выслушайте рассуждения ребенка, а затем расскажите ему, как появился первый рисунок. Пещерный человек провел пальцами по сырой глине и заметил пять следов-дорожек, в которых он увидел разные образы, в том числе и запутанные следы зверей.

Предложите и вашему малышу сотворить его первый «рисунок». Если глины нет, пусть проведет пальчиками по песку.

Ученые назвали эти рисунки - «макароны». Спросите начинающего «древнего художника», как он думает, почему? А как бы он их назвал, может быть, волнами, змейками, тропинками, ленточками, витыми рогами антилоп, вьющимися прядями волос, кремом на пирожном или же горками в аквапарке?

Сегодня мы помогли ребенку прочувствовать жизнь первобытного человека, а также коснулись начального этапа становления изобразительного искусства древних людей. В следующей статье нам предстоит самим стать первобытными художниками, предварительно подробно освоив основы доисторического творчества.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

1.1. Предпосылки возникновения и развития путешествий

Необходимость в перемещениях 1 и путешествиях 2 возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.
2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.
3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

Переселения ЭСО - перемещения его на новую территорию;
- расселения ЭСО - перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО;
- сегментации ЭСО - по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническую парципацию. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог разрушиться (распасться) и сам ЭСО .

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы - это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей - уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство - передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т.п. люди должны были чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом. К объективным причинам можно отнести следующие факторы:

Климатические - разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и др.;
- биологические - преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстистыми носорогами и т.п.;
- социальные - погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита 3 и мезолита 4 . Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы.

Охотники чаще всего убивали молодняк и самок - на них было проще охотиться, и их мясо было вкуснее. Это приводило к подрыву популяции. Часто охотники во время загонной охоты истребляли животных больше, чем необходимо для их жизни. Это можно проследить на примере археологических раскопок в Со-лютре (Франция). Здесь, на площади, превышающей гектар, была обнаружена костная залежь толщиной более 5 м. Первобытные охотники уничтожили около 100 тыс. диких лошадей. Очевидно, что не все съедалось. Многие скелеты были в «анатомическом порядке». Это были скелеты животных, чьи стада полностью погибали, упав с обрыва. Аналогичная картина наблюдалась и в деревне Амвросиевка Донецкой области, где было уничтожено не менее 1000 зубров, что составляет половину всей популяции этих животных на сегодняшний день. В Старом Свете исчезли мамонты, мастодонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и пантеры, гигантские олени, а в Новом Свете - хоботные, верблюды, лошади и др. В целом первопоселенцы в Америке истребили более 30 видов крупных животных. Разумеется, в исчезновении этих животных определенную роль сыграли изменения климата, повлекшие и изменения в их кормовой базе. Но антропогенный фактор, несомненно, был очень велик.

В эпоху верхнего палеолита произошло сокращение на 75% животных, чья масса была от 100 до 1000 кг, на 41% - тех, кто весил от 5 до 100 кг, и всего на 2% тех, чей вес был менее 5 кг . Это привело к кризису специализированной охоты, заставив людей не только «изобрести» новые виды оружия: бумеранг, лук со стрелами, копьеметалку, но и начать интенсивные поиски новых мест охоты, т.е. передвигаться , осваивая новые территории.

Собиратели часто устраивали палы: поджигали траву, чтобы дать возможность как можно быстрее появиться новым, более сочным растениям. В ряде районов не происходило восстановления прежнего растительного покрова, соответственно исчезали и животные. Людям приходилось искать новые территории. Особенно пагубно это отразилось на лесотундре в северных районах, чья зональная граница была отодвинута на юг.

Миграции как расселение также характерны для всего периода праистории человечества. Уже в эпоху палеолита на Земле проживало около 2 - 3 млн. человек. Но этот вид переселения переживал бум в эпоху неолита 5 , когда вследствие неолитической революции население увеличилось как минимум в 10 раз. Неолитическая революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появилось земледелие и скотоводство.

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения.

Расселение протекало чаще всего в форме интрузии. Это было характерно для земледельческих народов. Земледельческие племена вели, разумеется, оседлый образ жизни. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, очень тяжелые зернотерки.

Переселившись на новые пространства, земледельцы буквально «вгрызались» в него. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков. Развитие земледелия позволило начать создание антропогенного ареала культурных растений, возникла техника ирригации. Появление колесного транспорта позволило совершить прорыв за пределы густонаселенных территорий. В период энеолита расселение происходило в форме массовой стихийной земледельческой колонизации.

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков - охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО. Многое меняется при переходе к производящему хозяйству. Культурные растения и одомашненные животные быстро распространялись по ойкумене, зачастую удаляясь от центров происхождения своих видов на десятки тысяч километров.

Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Очевидно, что охотникам приходилось значительно удаляться от своих стоянок. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты. «Картография» существовала повсеместно. Разумеется, карты не были совершенными. На земле при помощи камней, ракушечника, обломков дерева и кости, иногда даже и птичьих перьев делались эти первые карты. На них были обозначены безопасные пути, удобные проходы, броды, водопои, пастбища, норы и лежки зверей. Некоторые племена меланезийцев и полинезийцев использовали подобные «наглядные пособия» еще и в XX в. Но на таких, казалось бы, примитивных картах меланезийцы с древности умудрялись показывать даже направления ветров, течений, рифы и подводные коралловые острова в океане, что европейцы стали делать только в средневековье. Эти карты даже по сегодняшним представлениям впечатляют, ибо они охватывали территории свыше тысячи квадратных километров.

К древнейшим известным картам можно отнести те карты, которые выполнены на костях животных около 11-14 тыс. лет назад. Эти находки далеко не единичны: Якутия, юг Европы, Восточная Африка, Меланезия и др. Так, на бивне мамонта, найденном близ деревни Межиричи на Украине, вырезана карта поселения, расположенного на берегу реки (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Карта каменного века, изображающая жилища на берегу реки

Со временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать и на стенах пещер. Вряд ли удастся разгадать все те значки, которые нарисованы рядом с животными в период верхнего палеолита в пещерах Ласко (Франция), Альтамирской (Испания), Каповой (Южный Урал) и др. Вполне вероятно, что это могли быть наиболее удобные охотничьи маршруты тех времен.

Собирательство непосредственно было связано с передвижением. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года. Если учесть, что собирательство было более стабильным, чем охота, и одновременно помнить, что это была, в основном, пища растительного происхождения (малокалорийная), то для того чтобы прокормить членов первобытного «стада», а это до 40 особей, надо было собирать ежедневно чуть ли не до центнера различных кореньев, листьев и плодов. Каков же должен быть по территории кормящий ландшафт, чтобы на протяжении определенного времени удовлетворять запросам того или иного первобытного коллектива?

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий.

Собирательство должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным. И здесь также можно говорить о наличии определенных маршрутов.

Когда в жизнь наших предков вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя и даже на таких исполинов, как киты.

В подтверждение того, что освоение мирового океана началось в эпоху первобытности, говорят и факты заселения людьми островных архипелагов Тихого океана и Австралии еще на рубеже палеолита и мезолита.

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» - если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать».

На примере австралийских аборигенов и ряда племен Южной Америки были выявлены сходные черты в формировании и развитии обменных отношений, для реализации которых необходимо было преодолевать иногда весьма обширные пространства.

К эпохе неолита появляются специальные встречные пункты - прообразы рынков. Эти встречные пункты для обменных операций располагались, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Очень часто праздники, на которые прибывали соседние племена, использовались и для обмена. Известно, что стали возникать специальные праздники, на которые собирались именно для обменных операций, т.е. торговли. Но договориться о получении необходимых товаров можно было и на церемонии похорон.

Активно развивалась посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Места произрастания или добычи того или иного продукта часто были четко локализованы. Это мог быть диорит, который использовался для производства топоров; охра - для раскраски тела; пичери - растение, из листьев которого производили наркотик, и др.

Фигура странствующего «торговца» считалась неприкосновенной. У австралийских «купцов» существовали специальные «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.

Со времени неолита активизируются обменные операции. Еще задолго до того как происходит третье общественное разделение труда и выделяются как социальный слой собственно купцы, племена «делегируют» своих членов на известные и малоизвестные им территории для добычи/обмена необходимых товаров.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был практически полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее.

А была ли внутренняя мотивация у людей, чья жизнь, полная опасностей, давала им не много времени для досуга?

Да, была. Австралийские аборигены по уровню своего развития в начале XX в. находились на неолитическом уровне. Европейские этнографы зафиксировали следующие характерные черты их жизни: «...Взаимные визиты и гощения представляют собой очень яркую и характерную черту быта всех австралийских племен. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так часто и отдельными лицами. Австралийцы предпринимают целый обход с визитами, которые продолжаются от нескольких недель до нескольких месяцев. Бывает, что какой-нибудь группе приходится провести в пути целую зиму, чтобы дойти до мест назначения» .

Принятие и хождение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию. Так, например, когда созревают плоды какого-либо дерева, растущего в местности, занятой одной группой, то со всех сторон собираются представители других племен, которые беспрепятственно допускаются хозяевами для сбора плодов. На примере туземцев северного Квисленда исследователи неоднократно могли наблюдать следующее: если на территории племени было изобилие какого-либо продукта, то для сбора или охоты приглашали соседей. Вообще, если запасов пищи было более чем на один день и ее не могли съесть, то приглашали соседние племена: если они находились на расстоянии 2,5 - 3,0 км - то специальными повторяющимися криками, а если дальше - то в определенных местах зажигали костры.

Выделение племен с производящим хозяйством (земледелие и скотоводство) из общей массы других племен привело со временем к первому общественному разделению труда: оседлое земледелие и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда - отделение ремесла (кузнечного, гончарного, ткачества), когда шло производство изделий для обмена или продажи от других занятий, прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Уже в неолите (а может быть, и раньше) стал складываться ритуал встречи гостей. Причем ритуал был различен для мужчин и женщин. Для того чтобы соседи могли отыскать племя, ушедшее со стоянки, на земле проводили борозду, направление и длина которой указывали, куда и на какое расстояние ушли хозяева. При этом надо отметить, что границы кормовых областей племен строго соблюдались.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека начиная с эпохи первобытности.

«Брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах индийцев, 4 филах древних афинян, 24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Подробный обзор и анализ экзогамных отношений можно найти у Л. Моргана.

Появление постоянного все возрастающего прибавочного продукта приводит в действие еще один фактор миграций - военный. Этот фактор, имея, в основном, внешнюю мотивацию, носит и некоторые черты внутренней, например самоутверждение. При переходе общества к так называемой «военной демократии» начинаются захватнические военные походы. Они становятся составной частью жизни людей в период перехода к раннеклассовым обществам. Военные походы начинаются во времена энеолита 6 , когда у тех или иных коллективов уже накапливается определенный излишек продукции. Во второй половине V тыс. до н. э. начинает изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в Передней Азии и на Балканах, создавая постоянную угрозу военных нападений на земледельческие центры. Это приводит к необходимости создания более крупные общественные системы - союзы племен.

В районах лесной зоны Центральной и Западной Европы наметился переход к подсечно-огневому земледелию 7 . Это также вызвало рост прибавочного продукта, начало социальной стратификации и, как следствие, начало военных миграций и переход к субплеменным объединениям. Только в эпоху бронзы массовая земледельческая колонизация стала приобретать планомерно-организованный характер, демонстрируя черты экспансии.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «путешествие».
2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).
3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?
4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.
5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?
6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.
7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?
8. Что Вы знаете о первобытной картографии?

Литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.
2. Алексеев В.П., Лершиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990.
3.
4. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения: Пер. с англ. - Минск, 1997.
5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
6. Хейердал Т. Древний человек и океан. - М., 1982.
7. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999.

1 Переместить - поместить, перевести в другое место. - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - С. 506.
2 Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). - Там же. - С. 633.
3 Палеолит (от греч. palaios - древний и litos - камень) - древний каменный век. Палеолит подразделяется на нижний, средний и верхний (от 4-3 млн до 15 тыс. лет назад).
4 Мезолит (от греч. mesos - средний и litos - камень) - средний каменный век (15 - 10 (5) тыс. лет до н.э.).
5 Неолит (от греч. neos - новый и litos - камень) - новый каменный век (10 (5)-3 тыс. лет до н.э.).
6 Энеолит (от лат. aeneus - медь и греч. litos - камень) - медно-каменный век, сменяющий неолит.
7 При подсечно-огневом земледелии на предполагаемом к засеву участке первоначально вырубаются (подсекаются) деревья и кустарники, потом их на этом же месте сжигают, используя образовавшуюся золу в качестве удобрения.

Похожие статьи