Жираф гумилев о чем. Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева

Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи - тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль. Герой, одолеваемый первым чувством, пытается развеять второе у своей возлюбленной. Но неукротимо претерпевает неудачу, сам погружаясь в те путешествия, которые когда-то совершал. В стихотворении об этом не сказано, но можно подумать, что героя начинает тяготеть то место, в которое он вернулся, и его непреодолимо будет тянуть обратно в Африку, на Восток и в другие экзотические края.

Аллитерация, используемая очень ярко в начале, становится предвестником того, что героиня не захочет слушать рассказчика, не сможет выбраться из своей тоски. Звонкие и шумящие согласные напоминают дождь, стук капель, и потому вводят в лёгкую меланхолию. Но затем автор и лирический герой пытаются развеять это. Будто в их желании развеять печаль не только у девушки, но и у читателя, провести и его в эти прекрасные истории. Пятистопный амфибрахий растекается, усиливая впечатления миража и сказочности всего происходящего, а сокращение до трёх стоп в последних строчках первой и пятой строфы резко вводит в своеобразный транс.

Центральным образом стихотворения является не столько жираф, сколько его олицетворение собой экзотических стран, о которых так упорно рассказывает лирический герой. При этом применяются эпитеты, подчёркивающие эфемерность, метафоричность жирафа (сравнение его узора на шкуре с луной, что качается в водах озёр; сравнение его бега с птичьим полётом, намекая вновь на его невесомость и иллюзорность). При этом сами образы кажутся очень призрачными, словно в дымке: всё это рассказы, которым возлюбленная лирического героя верить никак не хочет и не может. Это объясняется тем, что она слишком долго просуществовала в тёмном мире, в изоляции от этих тропических чудес, «вдыхая тяжёлый туман». Перед ней предстаёт суровая действительность. Она её видит, и потому верит ей гораздо охотнее.

Стихотворение циклично. Из точки печали оно возвращается в точку ещё более глубокого чувства - настоящей дисфории. То, что было сначала грустью, стало слезами. Но лирический герой не унимается и продолжает рассказывать про жирафа, что бродит у озера Чад. Можно сделать один из выводов, что его занимают его рассказы куда больше, чем девушка. Возможно, именно в этих путешествиях и странствиях он находит тепло и свет. Не зря же в стихотворении подчёркивается, что девушка стала частью той тёмной среды, из которой герой вышел, уехав в далёкие, тропические страны.

С точки зрения истории Николай Степанович Гумилёв создал своего рода сценку диалога (больше, конечно, монолога) между неким героем и его любимой. Стоит отметить, что поэт вложил в образ жирафа не свои реальные впечатления, а представления и ощущения, причём очень яркие и насыщенные, будто основанные на настоящем путешествии. Однако увидит Николай Гумилёв жирафа только через два года, издав сборник «Романтические цветы». В него и входит стихотворение «Жираф».

Вариант 2

Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место, озеро Чад с его обитателем жирафом. Он называл себя «мастером сказки». Описание природы действительно больше напоминает дивный мир. Нереальные картины, описанные строчками стиха, с такой легкостью возникают перед глазами что невольно становишься зрителем в постановке автора.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Но это лишь поверхность. Середина стиха обличает душевные терзания. Бегство от реальности, поиск райского места на Земле где сердечная боль не найдет человека. Поэт глубоко несчастен. Обессилен в попытках достучаться до той, кого любил с юных лет. Он снова и снова зовет ее с собой, туда, где они могли бы быть счастливы вместе.

Любимая женщина Гумилева - Анна Ахматова , столько раз отвергавшая его чувства, будто смотрит сквозь него в этом произведении. Творец и просто мужчина Гумилев тяжело переживает недопонимания в семейной жизни, что находит отражения почти в каждом сочинении великого автора.

Анализ стихотворения Жираф Гумилева

Супруг Анны Ахматовой, Николай Гумилев, имея дворянское происхождение, великолепное образование и тонко чувствующее сердце был тем, кого и сейчас принято называть «истинной интеллигенцией», и которой, увы, нет уже целое столетие.

Но начало двадцатого века выдалось неспокойным и трагичным, и прежде всего и острее, чем кто бы то ни был, это ощущали именно такие высокодуховные люди.

Все неспокойнее, не свободнее и тяжелее становилось ранимому поэту находиться на родной земле. Что-то тревожное росло, наливаясь, в грозовом небе Росси, угрожая кровавым и страшным.

Многие видят в «Жирафе» примитивные, якобы желания поэта, побывать еще раз в Африке, но это вздор! Он любил Россию, и уезжал в чужие земли лишь от предчувствия большой беды.

В своей утонченной манере Гумилев полуприкрывает, причиной которой становятся мрачные и пугающие ожидания чудовищного на своей Родине: «особенно грустен твой взгляд…»

И тут же рядом, осознание беспомощности и беззащитности: «руки особенно тонки, колени обняв», - так обычно делают дети…

Далее, почти весь объем стихотворения идут, казалось бы, радостные, красочные и вдохновляющие описания «заморского» жирафа, которые должны были бы заинтересовать и отвлечь таинственного инфантильно-хрупкого и печального собеседника Автора, но!

Но взволнованный вопрос «ты плачешь?», и следом, как неуверенная и растерянная попытка не заплакать самому, - повторение прерванной слезами «счастливой» истории о жирафе подчеркивает и усиливает драматизм.

Эти стихи совсем не о жирафе…Вернее, образ экзотического для России животного, как аллегория выдуманной и недостижимой земли Гипербореев, «где все хорошо и где душа обретет спокойствие и блаженство» взят Гумилевым как отчаянный крик о будущих слезах, в которых, как он пророчески видел, через десять лет захлебнулась страна.

Нет, это не было бегство «во спасение», в поисках лучшей и безопасной жизни. Это было страшное сознание приближающейся смерти страны.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф»

Цели: формирование интереса к личности и творчеству Николая Гумилева; постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Гумилева и внутреннего мира самого поэта

Развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций (анализ стихотворения «Жираф») с использованием видеоряда и информационно-визуального материала

Стихотворение «Жираф» (1907) вошло в сборник «Романтические цветы» и, надолго стало «визитной карточкой » Гумилёва в русской литературе . Это стихотворение Гумилев считал своим самым любимым в сборнике. Он писал И. Анненскому: «... я хочу особенно поблагодарить Вас за лестный отзыв о моем любимом стихотворении. Из всех людей, которых я знаю, только Вы увидели в нем самую суть...» Попробуем и мы увидеть в этом прекрасном стихотворении его суть….

Прочитаем стихотворение.

Беседа по вопросам

Понравилось ли оно вам?

Каково настроение стихотворения?

Какие ассоциации вызвало оно у вас?

Как-то С. Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Каково значение лексического повтора? (особенно тонки, особенно грустен)

В первом случае оно относится к краткому прилагательному «грустен» (твой взгляд) и усиливает семантику психологического состояния героини.

Во втором - к другому краткому прилагательному «тонки» (руки).


Каково лексическое значение слова «тонкий»?

О чем говорит поза героини?

- Видите ли вы в этом предложении синтаксическую ошибку?

(А. Блок считал, что «... душевный строй поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания». Вероятно, эта «оплошная» конструкция передает спонтанную, эмоциональную речь лирического героя). Герой крайне взволнован: ОНА ему слишком небезразлична, и, начиная «сказку», он переживает...

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Какую функцию выполняет эпитет «изысканный»?

Что означает это слово?
- С каким словом ассоциативно перекликается этот эпитет?

Это уникальная художественная находка поэта! Лирический герой рассказывает о жирафе, чтобы развеять ЕЕ печаль. Но жираф соотносим не только с героиней.

Интересно, что фигура животного ассоциативно напоминала внешность самого поэта. Современники Гумилева отмечали, что он был необычен по телосложению - долговязый и некрасивый. Поражал в нем контраст между непривлекательной внешностью и загадочным внутренним миром.

Какие средства выразительности использует поэт во 2-м четверостишии?

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Как описан жираф?

В чем смысл сравнения жирафа с луной?

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Какие ассоциации вызывают сравнения: «подобен цветным парусам корабля», его бег «как радостный птичий полет»?

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

В чем смысл противопоставления: Там - страсть, любовь «черной девы» и «молодого вождя», а здесь - ХОЛОДНОСТЬ, непонимание грустной героини и сильного, уверенного (или лишь желающего таковым казаться?) поэта?

– Что выражает риторический вопрос:

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?..

Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Что значат слезы героини?

Так о чем же стихотворение Гумилева?

Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как не похожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий. Стихотворение «Жираф» - вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить!

Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.

- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик по стихотворению Гумилева. В нем использована песня в исполнении Елены Ваенга.

Согласны ли вы с интерпретацией стихотворения Гумилева в данном ролике?

1. Выучить наизусть стихотворение «Жираф»

2. Сравнение палитры стихотворений Н. Гумилева и полотен французского художника П. Гогена

3. Подготовить выразительное чтение стихотворений И. Анненского «Смычок и струны», А. Блока «Скрипка стонет под горою»,

В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (индивидуальные задания).

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Тема

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, « грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

В тексте есть метафоры - « …узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля» ; эпитеты - «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения - «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация . Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 33.

Николай Степанович Гумилев – великий поэт и прозаик, переводчик и теоретик 20 века, именно ему предписывают обоснование теории акмеизма. Однако не только теорией знаменит автор, но и практикой. Многие его стихи известны и любимы русским читателем. Например, «Жираф».

Говоря о поэте, невозможно не вспомнить его жену – Анну Андреевну Ахматову. Семья Гумилёвых вплоть до начала Первой Мировой войны была единственной отрадой для молодого автора, но 1914 год стал неким Рубиконом для Николая Гумилева – начались постоянные разлады с женой относительно образа жизни, взаимные измены и неверие. Можно смело утверждать, что из-за таких сильных переживаний и эмоций, у литератора начинается очень продуктивный период творчества. Человек огромного таланта, к сожалению, прожил очень короткую жизнь: был арестован в 1921 году по подозрению в государственном заговоре и в этом же году был расстрелян, оставив после себя бессмертные произведения. Одним из таких лирических произведений можно смело назвать стихотворение «Жираф».

Всю свою жизнь Николай Гумилев посвятил путешествиям, своей главной страстью поэт считал не литературу, а именно непреодолимое желание найти «рай на земле». Он изведал огромное количество дальних уголков Земли, и вот, вернувшись в 1907 году в России из весьма продолжительного путешествия по Африке, Николай Степанович пишет стихотворение «Жираф» — некий неловкий диалог с таинственной собеседницей.

Жанр, направление и размер

Гумилев – «отец русского акмеизма», именно он наиболее точно и полно изложил положения нового для 20 века литературного модернистского течения. Акмеизм ставил своей целью писать «искусство ради искусства». Первые акмеисты практически полностью отказались от принципов символизма, провозгласили ясность языка и эстетизм в поэзии.

Стихотворение «Жираф» написано амфибрахием с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Согласно статье М. Л. Гаспарова «Метр и смысл», амфибрахий — наиболее подходящий стихотворный размер для изображения легкого, спокойного чувства и бытия, поэтому Гумилев и использует его.

Образы и символы

Присутствие лирического героя в стихотворении ощущается сразу. Произведение открывает обращение рассказчика к своей загадочной собеседнице. Систему образов и символов в «Жирафе» нельзя назвать разветвлённой, Гумилев рисует нам образ «райского места», в котором ему удалось оказаться.

Центральным образом стихотворения становится сам жираф – некое волшебное существо, символ неги, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Темы и настроение

  • Тема счастья . Основой лирического произведения точно можно считать описание идеалистической картины, которую мастерски воспроизводит Гумилев, окунувшись в воспоминания. Зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом – вот что наполняет сердце и душу лирического героя спокойствием и счастьем.
  • Тема мечты . Герой осознает то, что идеальный мир иллюзорен, но это не вовсе не означает для него, что мечта не может быть исполнена. В своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Гумилев продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, а не конкретным экзотическим животным.
  • Проблема тревожности и суетности бытия, побег от реальности . У рассказчика буря чувств и сомнений, от которых невозможно избавиться даже на берегу волшебного озера Чад в компании вольного и свободного жирафа. Но он столь хочет ощутить мечту, что готов убедить и себя, и свою таинственную собеседницу, ведь главное хотя бы на миг забыть эти переживания, чтобы на мгновение приостановить бесконечный поиск рая на Земле.
  • Основная идея

    Смысл стихотворения состоит в том, чтобы напомнить человеку простую вещь – нужно находить счастье в жизни. Неважно, сколько испытаний встретится на пути, сколько времени займут поиски, но нельзя сдаваться. Лирический герой, как и Гумилев, находится в вечном поиске благодати, но рассказчик позволяет себе насладиться негой ситуации, даже если обстановка не совсем идеальна.

    Главная мысль стихотворения – утверждение ценности мечты, ее неизбывная значимость в жизни человека. Только грёзы дают ему приют в пучине будней и тревог. Они же надувают паруса его корабля, который несется навстречу своей гавани.

    Средства художественной выразительности

    Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

    Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

    • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
    • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
    • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
    • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.
    • Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

Задачи:

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

Структура урока.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.)

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лиричекий герой.)

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе ?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Итоги урока.

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Похожие статьи