Протоиерей родион путятин. Значение путятин родион тимофеевич в краткой биографической энциклопедии

Путятин Родион Тимофеевич (1.11.1806, с. Путятино Сапожского уезда Рязанской губ. — 4.11.1869, Рыбинск) — протоиерей, духовный писатель и проповедник.

Сын священника. В 1830 окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1834 — Московскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. В 1834−45 преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии в качестве профессора. Одновременно в это же время священствовал в ярославских церквях: 1835−40 — священник в Тихоновской церкви , 1840−44 — в Ярославском Успенском кафедральном соборе , 1844−45 — в церкви сошествия Святого Духа .

С 1845 — протоиерей Рыбинского Спасо-Преображенского Собора и благочинный над городскими церквями. Путятин завоевал славу народного российского проповедника. Его поучения читались и слушались всеми сословиями: от малограмотных крестьян до представителей царской семьи. Полное собрание выходило до революции 25 раз(16 прижизненных и 9 посмертных изданий, последнее — в 1901), не считая отдельных изданий. Поучения Путятина печатались, начиная с 1842, во многих городах России(в Москве, С.-Петербурге, Рыбинске, Ярославле, Одессе, Тобольске и др.). Они публиковались в приложениях к «Ярославским епархиальным ведомостям », в «Троицких листках»(Сергиев Посад), в журналах« Душеполезное чтение» и «Странник». Несколько поучений были включены в «Русскую хрестоматию» под ред. А. Д. Галахова (ч. 1, М., 1876). Поучения Путятина переводились на болгарский(Отчет Публичной имп. библиотеки за 1865) и японский(архив Московской Духовной академии) языки.

По единодушному мнению современников, Путятину удалось, не нарушая церковных канонов, создать новый вид популярной проповеди. Поучения Путятина отличались простотой и доступностью изложения в сочетании с глубоким нравственным содержанием и искренностью чувства. Рыбинский краевед А. А. Золотарев в письме к художнику И. Э. Грабарю назвал Путятина« одним из лучших стилистов XIX в.»(РГАЛИ, ф.218, оп.1, д.601). Фрагменты из поучений Путятина включены в многократно издававшийся« Цветник духовный»(М., 1880, репринт 1992) и «Настольную книгу священнослужителя»(16 отрывков в т. 5, М., 1986).

Помимо поучений на церковные праздники, на канонические тексты, а также катехизических поучений у Путятина много поучений с более светской тематикой. В полном собрании они выделены в раздел« Поучений на разные случаи». Они посвящены как важным политическим событиям того времени(Крымская война, покушение на царя, усмирение мятежников в Венгрии), так и местным текущим событиям(открытие окружного суда, мирового съезда, женского училища, выборы на городские должности, строительство железной дороги и т. п.). В этих поучениях своеобразно отразилась и запечатлелась история Рыбинска 40−60-х XIX в.

Особенный интерес представляет его дневник за 1852−56. Сокращенный вариант был опубликован в журнале« Христианин» 1909 N 1−12 и отдельным изданием. Это образец постоянного духовного совершенствования пастыря-учителя и писателя. Путятин раскрывается здесь как человек оригинальной мысли и высокой культуры. Он пользовался большой любовью и уважением среди рыбинцев благодаря огромному нравственно-воспитательному значению проповедей и собственному примеру.

Путятин вел активную общественную и благотворительную деятельность. Ни одно значительное событие в городе не обходилось без его благословения. Будучи сотрудником Попечительства о бедных духовного звания(с 1846), много сил и средств отдавал нуждающимся. Во время эпидемии чумы летом 1848 вместе с другими рыбинскими священниками духовно поддерживал и направлял в больницы сотни горожан, за что был награжден наперсным крестом. В 1854 ему была объявлена Высочайшая благодарность за пожертвование 300 рублей в пользу раненых и убитых в Крымскую войну.

В 1856 Путятин определен Благочинным над восемью сельскими церквями. В 1866, согласно прошению, по слабости здоровья уволен от должности Благочинного. В 1867 за отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2-й ст.

СТЕПАН, ротмистр (1789); заседатель Ржевского земского суда (1793). Ж. ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА (сестра ВЕРА, брат ПЛАТОН).
Дети:

  • князь МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ 1798-?, штабс-ротмистр (1838).
  • князь ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ 1799-?
  • князь ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ 1800-?, флота капитан-лейтенант, Ржевский уездный судья (1823). Ж. НАДЕЖДА ЕВГРАФОВНА N. У них дети:

    # князь ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ 14.05.1829-? Ж. 1) ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА; 2) ЕЛИСАВЕТА КАЛИСТРАТОВНА 18.02.1842-? От 1-го брака – 1 сын и 3 дочери, от 2-го брака – 1 сын и 1 дочь:

    Князь КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ
    -- княжна ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА
    -- княжна НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
    -- княжна АННА ВЛАДИМИРОВНА
    -- князь АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
    -- княжна ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

    # князь НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ 8.02.1832-?

  • князь ПЛАТОН СТЕПАНОВИЧ 1801-?
  • князь АРСЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ 1805-20.12.1882, титул. советник, Вышневолоцкий уездный (Тверская губерния)предводитель дворянства (1869). Ж. МАРИЯ ИВАНОВНА. У них сын:

    # князь ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВИЧ 4.10.1837-1919, археолог и антрополог, член Император. Археологич. института. Похоронен в Бологом у Троицкой церкви. Ж. 1) ШАБЕЛЬСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА. 2) ЕВДОКИЯ ВАСИЛЬЕВНА, по первому мужу. Две дочери.
    Дети от первого брака:

    Князь МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ 1870-?
    -- князь ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ 1871-1943
    -- князь АРСЕНИЙ ПАВЛОВИЧ 1872-?
    -- князь ИВАН ПАВЛОВИЧ 1874-?
    -- княжна НАДЕЖДА ПАВЛОВНА 1875-?

  • княжна ВЕРА СТЕПАНОВНА Муж ИВАН ОСИПОВИЧ, флота капитан-лейтенант.
  • Отчего это, слушатели, происходит, что мы сколько ни каемся во грехах, а грешить не перестаем, сколько ни даем обещаний воздерживаться от грехов, а не воздерживаемся? Это происходит, конечно, оттого, что мы имеем слабую волю. Люди с твердой волей в обещаниях тверды, их желание – свято, их слово – закон.

    Как же нам помочь в своей слабости? Вот как можно несколько помочь. Надобно после покаяния приносить приличные плоды, а это значит, за каждый грех понести какое-нибудь наказание, за каждое худое дело сделать какое-нибудь добро. Итак, если ты имеешь привычку осуждать, обижать, гневаться, то раскайся, дай обещание не делать сего, и впредь положи за каждый гнев, за каждую обиду, за каждый пересуд класть хотя бы по нескольку земных поклонов. Если ты имеешь привычку льстить или обманывать, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждую лесть или обман потерпеть что-нибудь вдвое. Если ты имеешь привычку лишнее или непозволенное есть и пить, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждый таковой случай поститься день или два.

    Вообще, какой бы порок тобой ни обладал, противополагай ему какое-нибудь доброе дело. Если в тебе мало отвращения ко греху, то тебя заставит удержаться от греха наказание, уже тебе известное. А чтобы твое обещание было для тебя тверже, проси духовного твоего отца, чтобы он наложил на тебя это наказание, чтобы он дал тебе епитимию. Важно свое наказание, но еще важнее то, которое на нас налагает духовный отец наш.

    Говорят некоторые: много раз я брал епитимию, но все нет пользы, а потому не хочу и брать, знаю, что не выдержу. А почему же ты знаешь? Ты прошлый год не воздерживался от порока, так в настоящий год, может быть, воздержишься. Возьми наказание какое-нибудь потяжелее, дай обещание позначительнее, сражайся с самим собой, сражайся, сколько сил в тебе есть, – без труда ни от чего не отстанешь; Царство Божие усилием приобретается, и только усиленные искатели входят в него (см.: Мф. 11, 12). Если же при всех усилиях и при всех наказаниях, какие будешь налагать на себя, ты не отстанешь от худой привычки, то и это одно уже хорошо, что ты усиливался отстать от нее. И не переставай бороться с нею; если не ныне, то завтра, рано или поздно, Господь поможет тебе победить ее, только молись Ему усердно и не ослабевай в подвиге.

    Посему как худо делают те христиане, которые не ходят на исповедь потому будто, что они после исповеди не могут воздержаться от пороков! Что нам, говорят они, повторять духовнику одни и те же пороки? Жалкие, они не знают, что грех совершенно овладел ими, ибо и малейшего усилия к освобождению от него не хотят сделать; не знают, что готовят себя прямо в ад, ибо всегда отлагающие покаяние, без сомнения, и умрут без покаяния. Нет, христиане, не слушайтесь таких внушений: что мне повторять одни и те же грехи пред духовником? Это внушает диавол, он радуется, когда люди под каким-либо предлогом оставляют покаяние.

    Итак, будем каяться в грехах пред духовником и всегда приносить плоды, достойные покаяния.

    Христе Иисусе! Тьмами обещах Тебе, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный; тем же, Иисусе мой, вопию Ти: нечувственне пребывающую мою душу просвети, Христе, светом Твоим! Аминь.

    Протоиерей Родион Путятин
    В Великий пост

    Населенный пункт: г. Рыбинск; г. Ярославль

    Родился 1 (13) ноября 1806 г. в с. Путятино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1830), Московскую духовную академию (1834) со степенью магистра богословия. В 1835 г. рукоположен в сан иерея.

    Преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии, с 1837 г. – помощник инспектора семинарии. Одновременно с этим служил священником в храмах Ярославля, в том числе в Успенском кафедральном соборе (1840-1844). В 1845 г. назначен увещевателем во всех ярославских присутственных местах, затем в том же году – протоиереем в рыбинский Спасо-Преображенский собор и благочинным всех городских церквей. С 1846 г. – сотрудник Попечительства о бедных духовного звания.

    Протоиерею Родиону Путятину было свойственно глубокое человеколюбие; во время эпидемии холеры 1848 года он бесстрашно помогал больным и умирающим. За усердные труды в холерное время протоиерей был награжден наперсным крестом. Во время Крымской войны пожертвовал крупную сумму денег раненым и семьям убитых на войне.

    В Рыбинске началась его слава российского «народного проповедника». Автор книг поучений: «Сто тридцать пять кратких поучений протоиерея Иродиона» (СПб., 1871), «Катехизические поучения» (Рыбинск, 1862), с 1864 г. – «Полного собрания поучений» (прижизненные издания в Рыбинске, Ярославле, Москве) и др., а также «Дневника» (Сергиев Посад, 1914). Публиковался в газете «Ярославские епархиальные ведомости», в журналах «Душеполезное чтение», «Странник», «Троицкие листки».

    «Поучения рыбинского протоиерея Путятина» в дореволюционной России пользовались необыкновенной популярностью. Они были переведены на иностранные языки, в том числе на японский (для Японской Православной Миссии в Токио).

    Умер 4 (16) ноября 1869 г. в Рыбинске, похоронен в притворе Никольской церкви. В 1936 г. церковь была разрушена. В августе 1997 г. близ колокольни был установлен памятный деревянный крест, и Святейшим Патриархом Алексием была отслужена заупокойная лития о протоиерее Родионе. В 2000 г. на месте деревянного креста установлен мраморный памятник. 17 ноября 2010 г. состоялось освящение мемориальной доски на доме, где почти четверть века прожил выдающийся проповедник и духовный писатель.

    Произведения:

    1. Путятин Р. Краткие поучения (XX) Рыбинского собора протоиерея Р. Путятина. Новые. М., 1863. 79 с.
    2. Путятин Р. Проповеди. М., 2000. 431 с. : портр.

    Литература о жизни и творчестве Р. Т. Путятина:

    1. Бабушкина О. Был известен всей России // Рыбинск. 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
    2. Балагуров Е. Оскверненный храм: [По страницам дневника Родиона Путятина, протоиерея рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русский голос: Независ. журн. : для Рыбинска, Ярославля и др. городов. 1990. № 1 (декабрь). С. 24-28.
    3. Балагуров Е. Пушка уже заряжена… : [О протоиерее рыбин. Спасо-Преображен. собора Р. Путятине] // Северный рабочий. 1991. 14 ноября.
    4. Васильев М. Дни памяти Родиона Путятина: [О предстоящем открытии дней памяти Родиона Путятина в Рыбин. музее-заповеднике в рамках четвертых Золотарев. чтений] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
    5. Васильева М. В. Из опыта проведения конференции по истории православной культуры Рыбинского края [посвящ. памяти протоиерея Рыбин. собора Р. Путятина] / М. В. Васильева, О. Ю. Тишинова // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. С. 124-127.
    6. Вторый В. Отыскали мощи протоиерея: [Рыбинск. археологами найдено захоронение протоиерея Р. Путятина] // Губернские вести. 1997. 16 августа.
    7. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых… М., 1908. Т. 3. С. 209.
    8. Голиков А. В уме нашем и сердце // Северный край. 2007. № 210 (14 ноября) : портр.
    9. Государственный архив Рязанской области. Ф. 627. Оп. 252. Д. 34. (?) [Запись о рождении в церковной метрической книге].
    10. Ильюшенкова Н. Народный проповедник Родион Путятин // Золотое кольцо. 2010. 3 декабря.
    11. Кончаева Н. Духовному наставнику: [Установлен памят. знак на месте перезахоронения протоиерея Родиона Путятина у стен рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Северный край. 1999. 24 августа.
    12. Мухтарова Н. Памяти Родиона Путятина: [О краевед. конф. «История духов. культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти Р. Путятина, прошедшей в Рыбинске] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 72 (ноябрь). С. 3.
    13. Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1997 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1997. С. 24. [Дата: 04.11.1807]
    14. Петухова Н. Исторический календарь города // Рыбинск. 1994. № 72 (ноябрь). С. 5.
    15. Пирогова Т. Продолжать традиции: [О краевед. конф. в Рыбинске, посвящ. 125-летию со дня смерти извест. рус. проповедника и духовн. писателя, протоиерея рыбинск. Спасо-Преображ. собора Родиона Путятина (1807-1869)] // Апостол. 1994. № 50 (15-21 декабря). С. 7.
    16. Протоиерей Родион Путятин (1808-1869) : некролог // Ярославские епархиальные ведомости. 1869. Ч. неоф. № 44. С. 357-358.
    17. Розова М. Найдена могила Родиона Путятина: [У стен рыбин. Спасо-Преображен. собора рыбин. археолог. экспедиция нашла останки протоиерея Родиона Путятина] // Северный край. 1997. 16 августа.
    18. Русские писатели, 1800-1917. М., 2007. Т. 5. С. 182-183: портр.
    19. Русский биографический словарь. Г. Пригвиц – Рейс. СПб., 1910. С. 166-167.
    20. Светлой памяти российского проповедника: [О прошедшей в Рыбинске краевед. конф. «История духов. Культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти рыбин. протоиерея, писателя Родиона Путятина] // Северный край. 1994. 18 ноября.
    21. Тишинова О. Рыбинский златоуст протоиерей Родион Путятин // Углече Поле. 2013. № 4 (19). С. 114-119: портр.
    1. Проповеди протоиерея Родиона Путятина: К 125-летию со дня кончины / Р. Путятин // Русь. 1994. № 5 (14). С. 53-60.
    2. Путятин Р. «Да благословит Господь избрать достойных…»: [Поучения, проповеди настоятеля рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русь. 1995. № 5. С. 3-6.
    3. Путятин Р. Поучение, говоренное в присутствии его императорского высочества всероссийского престола наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, в Рыбинском соборе, июля 23 дня 1863 года // Углече Поле. 2013. № (4) 19. С. 120: портр.

    Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска.

    В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду. Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске.

    С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства.

    Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы.

    Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями.

    Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей.

    Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди.

    Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий.

    Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей.

    Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку.

    Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина.

    Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника.

    В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.). В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград.

    В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861. Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора.

    До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году. А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г. Н. Гайворонская. {Половцов} Путятин, Родион Тимофеевич (1807-1869) - известный проповедник.

    Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания.

    Некоторые из них печатались и в духовных журналах.

    Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей.

    Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47). В. P-в. {Брокгауз}

    Похожие статьи