Г. Р

Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой - обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «времени полет», «зарей бессмертия».

Эпитеты «вечный», «чудесный», «быстротечный».

Гипербола «металлов тверже он и выше пирамид».

Инверсия «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».

Олицетворения - «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит».

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Тема

При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Жанр

Стихотворение «Памятник» написано в жанре оды. Неторопливый ритм, некий уход от суетности достигается благодаря шестистопному ямбу с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.

Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты (« вечный», «чудесный», «быстротечный »).

Также в стихотворении встречаются метафоры (« времени полет», «зарей бессмертия »), гипербола (« металлов тверже он и выше пирамид »), инверсии (« и презрит кто тебя», «народах неисчетный »), олицетворения (« ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит »).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 162.

Гавриил Романович Державин - великий русский поэт XVIII века. В своем творчестве он озарял все проблемы, которые присутствовали в высшем обществе России.

В 1795 году он написал стихотворение «Памятник», в котором провозгласил свое право на бессмертие.

Изначально, стихотворение было названо «К музе». Которое представляет собой итог необыкновенного идейного осознания «вечной темы» памяти о человеке, а она всегда была темой для волнения многих лириков, начиная с момента зарождения и становления древнеегипетской поэтической культуры.

Главным отличием тонкой поэзии Державина является искренность. Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была издана хвала, которую Державин посвятил императрице с таким же названием, которая и принесла автору всенародную известность. И когда он восхвалял императрицу – он не льстил, а писал правду, и верил, что все приписываемые достоинства были ей свойственны в реальности. В стихах он совершенно точно определял свои поэтические принципы. И «Памятник» - в этом смысле является очень важным эстетический документом. Опираясь на традицию, поэт открыл существо своего художественного новшества, именно оно и должно было обеспечить Державину «бессмертие». Так же стихотворение имеет в себе и некоторые моменты из личной жизни самого автора.

В основе стихотворения лежит образ памятника. Он является в произведении Державина памятью таланту и искусству. С самой большой теплотой писатель относился к своей Музе, считал, что только она движет его пером.

В «Памятнике» Державин аргументировал вечность своего литературного творчества, определяя свои несомненные заслуги перед родиной. Но не меньше поэт гордился и своим народом. Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высших сил, которое было направленно чтобы уничтожить пороки, действующие по велению свыше.

Державинский «Памятник» стал прямым прототипом стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Именно стихотворение Гавриила Романовича Державина стало первым стихотворением в истории русской литературы, которое самостоятельно раскрыло тему нерукотворного памятника поэта.

Стихотворение «Памятник» Гавриила Державин написал в 1795 году. В это время 52-х летний автор исполнял обязанности президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Добросовестный Гавриила Романович много времени отдавал новой должности, но и литературное творчество он не забывал. «Памятник» был создан в период новых творческих исканий поэта.

Вслед за поэтами Горацием и Михайлой Ломоносовым Державин решил создать свой авторский вариант «памятника чудесного, вечного» . В стихотворении он бросил пытливый «державинский» взгляд на поэзию и человека, её создающего. Автор стремился своими страстными строчками защитить право стихотворца на уважение соотечественников. Тема его «Памятника» - правдивая и прочная поэзия честного поэта. Только такая поэзия, по мнению Державина, не сломится «ни громом, ни ветром» . Жить вечно могут лишь поэтические строки, которые нравственно сильны. Темы памяти, увековечения истинных, нетленных заслуг перед Отечеством прослеживаются в стихотворении также отчётливо: «…весь я не умру, но часть моя большая, от тлена убежав, по смерти станет жить…» .

Сюжет «Памятника» - это страстный монолог, в котором можно рассмотреть следующие композиционные ступеньки:

  1. Утверждающее слово автора о том, что он создал себе памятник - поэтическое наследие.
  2. Уверенность в его вечной нерушимости и славе («…времени полёт его не сокрушит.» ).
  3. Убеждённость в том, что народ никогда не забудет ни державинского «забавного русского слога» , ни его смелости говорить запросто об истине с царями, ни его размышлений о боге.
  4. Гордость за величие истинной поэзии.

Чтобы определить размер стихотворения, разделим его на слоги:

[я-па -мят-ник -се-бе -возд-виг -чу-дес -ный-веч -ный] - ударение падает на 2, 4, 6, 8, 10, 12 слоги (чётные). Размер - ямб. Интересно то, что четвёртые слоги в каждой строке «Памятника» находятся в более слабой ударной позиции. Рифма - перекрёстная, женская и мужская (попеременно).

Для придания стихотворению торжественности и важности Державин использует слова «высокого» (книжного) стиля. Чего только стоит эпитет «быстротечный вихрь»! В нём - сила, напористость, быстрота. Метафора «полёт времени» ярко показывает скорость жизни, её сиюминутность в огромности Вселенной. К красивым славянским и древнерусским словам «воздвиг», «дерзнул», «возгласить», «добродетель», «презрит» «чело», «венчай» можно подобрать более современные синонимы: создал, сделал, вылепил, соорудил, решил, осмелился, лоб, сказать, убедить, презирает, отзывчивость…Но державинские слова звучат более ёмко и многогранно.

В «Памятнике» есть гиперболы («Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Чёрных…» , «Всяк будет помнить…» , . Они помогают понять читателю масштабность заслуг поэта. Скрытое сравнение подчёркивает несгибаемую веру автора в бессмертие таланта и силу его влияния на людей: «…металлов твёрже он и выше пирамид…»

Гавриила Державин подобрал интересные образные определения (эпитеты) предметам, которые его сильно волнуют. Рука у него неторопливая , непринуждённая ; слог забавный ; народы неисчетные .

Метафора «заря бессмертия» хороша и грациозна. В ней - вечное восходящее солнце и «жизнь после смерти» предстают как одно целое. Только вот увидеть такую «зарю» возможно лишь избранным и упорным.

Стихотворение Державина «Памятник» можно назвать и торжественным гимном (ода), и обращением к потомкам (посвящение, послание). Лирическим героем оды-послания можно назвать и самого «старика» Державина, и любого другого безымянного, но очень талантливого поэта.


Стихотворение «Памятник» было создано в 1795 году Державиным. Смысл и тема произведения переплетаются. Речь идет о роли поэта в мире и памяти о нем после смерти. Державин анализирует собственное творчество, и делает вывод, что проделал большую работу.

Его заслуга в том, что он первым стал заниматься автобиографической поэзией, также он первый поэт, который писал про себя. В данном стихотворении автор говорит о том, что он будет продолжать жить даже после смерти, ведь русский народ будет продолжать читать его творения.

Также Державин указывает на то, что поэзия – это отличная возможность, чтобы исправить порочные нравы народа, просвещать его и вдохновлять. Здесь особенно четко прослеживается почерк Державина.

Он всегда писал искренне.

Размер стихотворения Памятник – ямб, рифмовка перекрестная. Читается стих неторопливо, так как он торжественный. Есть много и простых слов, и открыто пафосных. Но здесь они смотрятся гармонично.

Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Вы можете прослушать аудиозапись оды "Памятник". Текст читает Заслуженный артист России Александр Дмитриевич Фёдоров.

"Памятник" Державина является переложением одноименного стихотворения древнеримского поэта Горация. Гораций жил очень давно, еще до нашей эры. Но в свой "Памятник" он сумел вложить мысль, во все последующие времена животрепещущую для художника-творца. Мысль о бессмертии созданных им произведений, а, следовательно, и его самого. До Державина это замечательное произведение переложил Ломоносов, после Державина - Пушкин. Тема бессмертия поэтических творений никогда не уходила из русской литературы. В начале прошлого века "Памятник" Горация вновь перевел В.Я. Брюсов. В середине века к теме "Памятника" не раз обращался большой русский поэт Н.А. Заболоцкий, еще позже - Арсений Тарковский, Иосиф Бродский, Александр Кушнер и много других поэтов. Каждый это делал по-своему, потому что тема вечна и неисчерпаема, как вечна и неисчерпаема сама поэзия.

Когда-нибудь исследователь-литературовед или просто любитель поэзии положит перед собой все "Памятники", начиная с горацианского, посмотрит и сравнит, как в каждом из них отразились историческая эпоха и личность поэта-переводчика. Личность Державина в его переложении "Памятника" отразилась полно и узнаваемо:

Памятник Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид: Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! - весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай.

Конечно же, "из безвестности известен стал" - это он сам, Гаврила Романович Державин. Начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в "большие люди" и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе. И "забавный русский слог", и послание Фелице-Екатерине, и дерзкое приравнивание в "сердечной простоте" человека к Богу, и пререкания ради истины с самой императрицей - все это поэт говорит о себе лично. Пожалуй, ни один из прежних русских стихотворцев не осмелился так откровенно и просто поставить себя в центр повествования на столь традиционно высокую тему! И дело здесь не только в том, что Державин никогда не страдал от излишней скромности. Поэт был твердо уверен, что именно благодаря своему особому жизненному пути, он поднял русскую поэзию на новую высоту. И еще: дело в его уникальной художественной манере. Так он умел и стремился писать: осязаемо, насыщая произведения фактами своей биографии, плотью сегодняшнего дня.

Даже география в его стихах плотна и насыщенна. Северное и Южное моря, Волга, Дон, Нева, Рифейские (Уральские) горы. Помещенный в контекст целой страны с ее "неисчетными народами", образ поэта неизмеримо укрупняется. Поэт равновелик этой "неисчетности", этому размаху и масштабам. Таким образом бытовые детали биографии поэта вплетаются в высокий пафос произведения, не снижая этого пафоса, но делая достоверным.

Державин не очень придерживается точного соответствия тексту Горация. В свой "Памятник" он вводит национальные и личностные приметы и детали. Но самое интересное, хотя, конечно, и спорное, в этой поэтической переориентации заключалось в том, что Державин видоизменил идейный замысел древнеримского стихотворения. Гораций в поэтическом величии уповал прежде всего на совершенство стиха, Державин - на его правдивость. В свое время это отметил Н.Г. Чернышевский. В статье "Очерки гоголевского периода русской литературы" он комментирует: "Гораций говорит: Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи; Державин заменяет это другим: Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народам, и царям".

Читайте также другие темы главы VI.

Похожие статьи