Биография Булгаковой Зои Фёдоровны. Старейшая актриса россии Печатается по книге

Родители поженились в 1900 году. Построили они дом на улице Ломоносова, 23 (на этом месте сейчас находится здание филиала Академии наук), надворные постройки всякие, купили скотину и стали детей заводить. Пятерых человек родили. Зоя, четвертая, родилась в 1914 году. Отец с матерью были людьми неграмотными, умели только расписаться, но зато обладали врождённой культурой.



Ее отец был извозчиком, мать воспитывала пятерых детей. В Новосибирском театре юного зрителя, который теперь известен как «Глобус», она стала играть в 1930 году, став одной из первых выпускниц созданной при нем театральной студии. Играла она в детском театре 30 лет, на счету Зои Булгаковой более 70 ролей. Особенно хорошо актрисе удавалось играть в амплуа «травести», то есть, исполнять роли детей.

В 1932 году закончила студию при Новосибирском театре юного зрителя (ныне Новосибирский театр «Глобус»). В 1942 вступила в ВКП(б).

В 1930-1960 годах служила актрисой - травести в Новосибирском ТЮЗе.

1940, 1946 - выступала на смотрах детских театров в Москве.

Имя Зои Фёдоровны внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинство» (2001).

Лучшие дня

Роль Красной Шапочки Зоя Булгакова исполняла в постановках театра разных лет - от 1937 до 1955 годов, три года она играла Герду в «Снежной королеве». В число её ролей вошли традиционные для детского театра Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Снегурочка, Золушка, Зайка-Зазнайка и Митиль. «Я всю жизнь играла мальчиков и девочек, - рассказала Зоя Булгакова. - Амплуа „травести“ вообще редкость в театре, поэтому невостребованности я никогда не ощущала. Кстати, роли мальчишек у меня всегда получались лучше, чем образы девочек. Может быть, потому, что характер у меня боевой: по крышам, деревьям и заборам я лазила порой лучше иного мальчишки».

Творчество

«Красная шапочка» Е. Шварца - Красная Шапочка

«Снежная королева» Е. Шварца - Герда

«Кот в сапогах» Л. Ф. Макарьева - Кот

«Единая боевая» Бруштейн - Панюшка

Награды

Заслуженная артистка РСФСР (1945)

Премия «Человек года» в области культуры и искусства за большой вклад в развитие театрального искусства и культуры Новосибирска (1999)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «Ветеран труда»

В Новосибирске на 103-м году жизни скончалась старейшая заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова.

3 февраля в Новосибирске в возрасте 102 лет скончалась старейшая заслуженная артистка РСФСР - Зоя Федоровна Булгакова.

Об этом сообщает официальный сайт местного академического молодежного театра «Глобус».

"Имя Зои Федоровны Булгаковой по праву вошло в историю детского театра нашей страны, во все академические издания, исторические труды, посвященные детскому театру ХХ века. Оно неразрывно связано с историей Новосибирского ТЮЗа 30-50-х годов. С нею всегда любили работать товарищи-партнеры, ее талантом увлекались режиссеры, она вдохновляла драматургов на написание новых сцен в своих драматических произведениях", - говорится в сообщении.

Звание «Заслуженная артистка РСФСР» Зое Федоровне присвоили в 1945 году. Через год она сыграла роль маленькой королевы в сказке «Двенадцать месяцев», после чего спектакль выдвинули на Сталинскую премию.

Зоя Федоровна Булгакова

Родители поженились в 1900 году. Построили дом на улице Ломоносова, 23 (на этом месте сейчас находится здание филиала Академии наук), купили скотину, родили пятерых детей. Зоя - четвертая.

Отец с матерью были людьми неграмотными.

Ее отец был извозчиком, мать воспитывала пятерых детей.

В Новосибирском театре юного зрителя, который теперь известен как «Глобус», она стала играть в 1930 году, став одной из первых выпускниц созданной при нем театральной студии. Играла она в детском театре 30 лет, на счету Зои Булгаковой более 70 ролей. Особенно хорошо актрисе удавалось играть в амплуа «травести», то есть, исполнять роли детей.

В 1930-е годы в России возникло движение по организации «театров особой государственной важности» - театров для детей. Первым открылся Ленинградский театр юных зрителей. Его создатели были инициаторами и организаторами детских театров по всей стране. Новосибирский театр юного зрителя основали 9 артистов из Ленинграда под руководством Н.Ф. Михайлова. В мае 1930 года Зоя Булгакова стала ученицей театральной студии. Её опыт выступлений на сцене цирка очень помог ей поступить и учиться в студии. Усердие, творческая жилка и умение уловить в повседневной жизни черты героев, которых она играла на сцене, принесли Зое Фёдоровне признание благодарных зрителей - мальчишек и девчонок. «Устами младенца глаголет истина» - и эти придирчивые зрители сразу полюбили молодую артистку.

В 1932 году закончила студию при Новосибирском театре юного зрителя (ныне Новосибирский театр «Глобус»).

В 1942 вступила в ВКП(б).

В 1930-1960 годах служила актрисой-травести в Новосибирском ТЮЗе.

В 1940-е годы выступала на смотрах детских театров в Москве.

Великая Отечественная война изменила судьбы многих театров и актёров. В Новосибирск из Ленинграда были эвакуированы Ленинградский академический театр им. А.С. Пушкина, симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Когда прибыл новый ТЮЗ, коллектив новосибирского ТЮЗа проявил поистине сибирское гостеприимство, передав своё помещение ленинградцам. Зоя Фёдоровна вручила директору ленинградского ТЮЗа ключи от своей квартиры, а сама уехала со своим театром в город Анжеро-Судженск.

Во время Великой Отечественной войны Зоя Фёдоровна Булгакова в качестве председателя планировала военно-шефскую работу, организовывала концертную деятельность. Она очень стремилась выехать на фронт в составе концертной бригады, но тяжёлая болезнь, настигшая её в дороге, остановила этот порыв. Яркая сценическая деятельность принесла артистке заслуженное признание. За 30 лет на сцене она сыграла 80 ролей. Вспоминая пройденный путь, Зою Фёдоровну Булгакову особенно радует то, что многие маленькие зрители, повзрослев, узнавали её. Зоя Фёдоровна любит вспоминать поразительный случай: раненый боец, находившийся в госпитале в городе Анжеро-Судженске, узнал любимую артистку, которую видел ещё в детстве в Новосибирске. Этот солдат потом и сам стал сначала актёром, а затем - директором Новосибирского театра оперы и балета.

Театральные работы Зои Булгаковой:

«Красная шапочка» Е. Шварца - Красная Шапочка;
«Снежная королева» Е. Шварца - Герда;
«Кот в сапогах» Л. Ф. Макарьева - Кот;
«Единая боевая» А. Бруштейн - Панюшка;
«Гастелло» И. Штока - Витя Гастелло;
«Сильные духом» Д. Медведева и А. Гребнева - Колька;
«Пионер Павлик Морозов» А. Яковлева - Федюшка;
«Чистые руки» М. Шатрова - Митя;
«Хижина дяди Тома» А. Бруштейн - Топси;
«Винтовка № 492116» А. Крона - Ахмет;
«Юность отцов» Б. Горбатова - Ефимчик;
«Чемодан Клауса Хильснера» Н. Курдюмова - Эльза;
«Тимур и его команда» по А. Гайдару;
«Синяя птица» М. Метерлинка - Митиль;
«Двенадцать месяцев» С. Маршака - Королева;
«Горя бояться - счастья не видать» С. Маршака - Горе-злосчастье;
«Я хочу домой» С. Михалкова - Саша Бутузов;
«Сомбреро» С. Михалкова - Вова Пестиков;
«Эне-Гуль» Н. Шестакова - Девочка-туркменка Эне-Гуль;
«Конек-Горбунок» П. Ершова - Конек-Горбунок;
«Снегурочка» А.Н. Островского - Снегурочка;
«Золушка» Е. Шварца - Золушка;
«Зайка-Зазнайка» С. Михалкова - Зайка-Зазнайка.

Имя Зои Фёдоровны внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинства» (2001).

Роль Красной Шапочки Зоя Булгакова исполняла в постановках театра разных лет - от 1937 до 1955 годов, три года она играла Герду в «Снежной королеве».

В число её ролей вошли традиционные для детского театра Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Снегурочка, Золушка, Зайка-Зазнайка и Митиль.

«Я всю жизнь играла мальчиков и девочек. Амплуа "травести" вообще редкость в театре, поэтому невостребованности я никогда не ощущала. Кстати, роли мальчишек у меня всегда получались лучше, чем образы девочек. Может быть, потому, что характер у меня боевой: по крышам, деревьям и заборам я лазила порой лучше иного мальчишки», - рассказала Зоя Булгакова.

Зоя Булгакова имеет награды: Орден Отечественной войны II ст. (1985); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.».

В 1999 году З. Ф. Булгакова награждена дипломом мэрии Новосибирска в области культуры за большой вклад в театральное искусство. В 2001 году ее имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинство».

В одном из последних интервью актриса говорила: «В 1960 году, когда за моими плечами было тридцать лет игры на сцене и 80 сыгранных ролей, я решила покинуть театр. Я глубоко убеждена, что актрисе, тем более актрисе-травести, надо уйти вовремя, чтобы о ней не говорили как о ненужной и состарившейся. Хотя я и смотрелась гораздо моложе своего возраста и могла еще какое-то время играть девочек и мальчиков, я твердо решила оставить тюзовскую сцену.

Однако и вне своей родной сцены я продолжала делать то, что я умею: много лет трудилась в Доме художественного воспитания детей, в филармонии, а сейчас - в театре «Куклы смеются». Снова рядом со мной любимые детские персонажи, снова - детские лица в зале. С ними я чувствую себя моложе и счастливее. Оглядываясь назад, на свою прожитую жизнь, я говорю ей: «Спасибо». Я говорю спасибо моему родному городу, ставшему моей судьбой. Счастливой судьбой».

Самый почтенный подросток
В возрасте 102 лет скончалась старейшая актриса России Зоя Булгакова

На 103-м году жизни скончалась старейшая актриса России, заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова , сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу молодежного театра «Глобус». Прощание с актрисой состоится 6 февраля 2017 года в новосибирском Доме актера. Ещё 100-летние


Зоя Булгакова в роли Красной Шапочки


Зоя Фёдоровна Булгакова родилась 24 декабря 1914 года. В театре «Глобус» (ранее ТЮЗ) она играла с 1930 года. Актрису приглашали в Москву, где она исполнила роль Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев». Автору пьесы Самуилу Маршаку настолько понравилась игра Булгаковой, что он специально для нее дописал текст в роли. Однако артистка не захотела остаться в Москве. В 55 лет Булгакова ушла из театра. По словам актрисы, она не хотела обманывать зрителя и предпочитала остаться ребенком в памяти детей. Биография Зои Булгаковой и время, в которой пришлось жить этому старейшему ветерану сцены, не исчерпывается, но наглядно описывается двумя строчками официальной биографии: «В 1930 году была принята в Новосибирский ТЮЗ в качестве актрисы амплуа травести. В 1942 году вступила в ВКП(б)».

Но все по порядку.


2. Зоя Булгакова в молодости


В 1930 году юная 15-летняя Зоя Булгакова пришла в только что открывшийся новосибирский Театр юного зрителя, чтобы заниматься в его студии, после окончания которой она вошла в труппу театра. Ей досталось амплуа травести: в силу своей внешности она легко играла детей, причем как мальчиков, так и девочек. На сайте театра (с 1993 года он носит название «Глобус») отмечается, что Булгакова стала одной из первых создательниц детских образов на советской сцене - причем традиционно такие образы часто доставались взрослым актрисам, как, например, 38-летней Янине Жеймо, сыгравшей Золушку в одноименном фильме 1947 года.

- Булгакова занималась тем же самым с начала 30-х - и до ухода со сцены в 60-е.

Она играла в спектаклях новосибирского ТЮЗа, таких как «Конек-горбунок», «Синяя птица» Метерлинка (1936), «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» Перро (1938), «Снежная королева» (1939). В «Снежной королеве» актриса была Гердой - в свои 25 лет она играла роль маленькой девочки. Через семь лет ей - уже заслуженной актрисе республики, прошедшей войну - досталась роль маленькой Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев» - и вместе с другими членами труппы она будет выдвинута на Сталинскую премию.


3.


- Всего в ее творческой биографии более 80 ролей, сыгранных на сцене новосибирского ТЮЗа.

Причем практически все она играла именно как травести - ее единственной взрослой ролью была Снегурочка в спектакле по одноименной пьесе Островского.


4.


Даже после ухода со сцены она с актерской профессией не рассталась - учила молодежь, участвовала в творческих вечерах (в том числе и своих собственных), давала интервью, в которых уверяла, что роли мальчиков ей удавались лучше, чем девочек. В 1999 году мэрия Новосибирска наградила актрису дипломом - за большой вклад в театральное искусство, а через два года ее имя было внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области.



5.


Булгакова в одном из своих многочисленных интервью рассказывала о забавном случае, произошедшем в незабавных обстоятельствах: во время войны в госпитале Анжеро-Судженска один из эвакуированных раненых после шефского концерта узнал в Булгаковой актрису из спектакля, который посетил в детстве. После войны, как стало известно Зое Федоровне, боец стал артистом, а впоследствии - директором Новосибирского театра оперы и балета.


6.


Этот случай хорошо описывает характер как недавней прижизненной, так и будущей посмертной славы: ее, ушедшую в наставники, чаще театральной критики поминает театральная мемуаристика. Зато хорошо запомнят дети всех возрастов - самые строгие и благодарные критики.

Зоя Булгакова

___

Фрагмент программы "Дело в шляпе" (НТН, 1992г. Автор и ведущий - Валерий Походня). «Делая эту программу 22 года назад, ни секунды не сомневался, что Зоя Фёдоровна встретит свой 100-летний юбилей. Она в душе всё такая же юная и озорная, как её героини. Дай бог ей здоровья, терпения и радости!»

Зоя Булгакова биография, от чего умерла, фото актрисы. Старейшая актриса России ушла из жизни 3 февраля 2017 года в возрасте 102 лет. Причиной ухода из жизни стала естественная смерть. Прощание с заслуженной артисткой РСФСР состоится 6 февраля 2017 года в местном новосибирском Доме актеров.

Зоя Булгакова биография. Зоя Федоровна Булгакова родилась 24 декабря 1914 года в Новониколаевске. Семья ее считалась многодетной. Зоя родилась четвертым ребенком из пяти. И хотя отец с матерью считались безграмотными, определенной врожденной культурой всё же обладали. Мать сидела дома и занималась воспитанием детей, отец работал извозчиком.

Зоя Федоровна в 1932 году закончила студию при местном ТЮЗе и посвятила свою жизнь новосибирскому театру «Глобус». Именно там она проработала с 1930 по 1960 годы.

Стоит заметить, что одним из самых главных персонажей Зои стала Красная Шапочка, которую она играла с 1937 и по 1955 годы. Также на ее счету роли Герды в «Снежной королеве», Кота в спектакле «Кот в сапогах», Панюшки в «Единой боевой». В 1945 году ей присвоили звание народной артистки РСФСР. В 55 лет Зоя Федоровна ушла из театра, желая, чтобы дети ее запомнили молодой или даже «ребенком».

Коллеги и ценители творчества Булгаковой говорят о ней, как о светлом человеке с удивительным голосом, который мог волшебным образом заворожить и ввести зрителя в сказку, которая повествуется на сцене.

, Российская империя

Профессия: Годы активности: Амплуа: Театр: Награды:

Зо́я Фёдоровна Булга́кова (род. 1915) - советская театральная актриса , заслуженная артистка РСФСР (1945) .

Биография

Творчество

Напишите отзыв о статье "Булгакова, Зоя Фёдоровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Булгакова, Зоя Фёдоровна

И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

Похожие статьи