Аргументы на тему «Война» для сочинения ЕГЭ. ЕГЭ русский язык


В своем тексте А. П. Гайдар поднимает проблему переживания детьми военных лет.

Он рассказывает о событии, произошедшем на фронтовой полосе. Мальчишка лет пятнадцати хитростью хотел взять у солдат несколько патрон, сказав, что они нужны ему якобы «на память». Но на самом деле юноша хотел наравне с другими сражаться за Отечество.

Поэтому солдат, после длительных расспросов, дает мальчику целую обойму, взяв с него слово, что «каждая выпущенная пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону». Он понял, что на войну «уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», а этот мальчик еще молод, но ловок и смел, и хочет помочь стране победить врага, так как «знает все лощинки и тропинки на сорок километров вперед».

Автор текста считает, что дети острее, чем взрослые, переживают события войны, что сброшенные бомбы имеют для всех одинаковую силу, поэтому дети с огромной жаждой стремятся помогать своей стране, зачастую даже участвуя в боевых действиях на фронте, прифронтовой линии и тылу.

Многие писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. В книге А. Фадеева «Молодая гвардия» еще совсем юные ребята создают подпольную организацию для борьбы с фашистами на оккупированной территории. Они совершают множество подвигов прежде, чем их ловят вражеские солдаты. Но даже под жестокими пытками бойцы никого не выдали и героически погибли ради светлого будущего родной страны.

В произведении Л. Толстого «Война и мир» маленький Петя Ростов тоже рвется на войну. Он хочет совершить подвиг, стать героем. Для него война – это что-то торжественное и очень важное. Поэтому Петя хитростью попадает в партизанский отряд, где искренне стремится помочь всем солдатам и при любой возможности стремится попасть на фронт.

Таким образом, можно сделать вывод, что А. П. Гайдар прав. В годы войны не только взрослые, но и дети сражаются с врагом, остро чувствуя свою необходимость в защите Отечества.

Обновлено: 2018-03-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


В своём тексте Пожедаева Людмила Васильевна озвучивает проблему жизни детей во время войны. В это время страшных испытаний для всех людей, детям было особенно тяжело.

Писательница описывает историю из своей жизни, время, когда она была ребёнком. Жилось героине очень плохо. Когда её мама уходила на работу, девочка, от сильного голода, пыталась найти в доме Хлеб, которого давно нет, это мы можем наблюдать в предложении: "...зажгла коптилку и полезла под стол, надеясь найти там хоть кусочек, хоть корочку...пусть даже горелую".

Я согласна с мнением автора, так как если родители этих детей еще могли как-то выкарабкаться: где-то подработать, но выжить, то дети просто сидели в холодных и голодных домах и ожидали своих родителей. Поэтому, к сожалению, многие умирали.

Подтверждение данной мысли мы можем найти в исторических записях, в дневнике маленькой девочки, Тани Савичевой, которая жила во время блокады Ленинграда. В этом дневнике всего 9 страниц, но столько в них боли и смерти, сколько вряд ли будет в большой и толстой книге. Этот дневник девочка заполняла обессиленными руками, её почерк был очень коряв. Это говорит о том, что, когда она делала эти записи, ей было очень плохо. Маленькая девочка вела дневник смерти. Смерти её семьи. Сначала по одному умирали её близкие, но за несколько лет в итоге умерли все. О чем она пишет на своих последних страницах в дневнике? Пишет она: "Умерли все. Таня осталась одна." Когда маленькая Таня осталась одна, она не смогла о себе позаботиться, прожить достаточно долго и в скором времени впала в кому, а после и умерла.

О тяжелом и бедственном положении детей во время войны, мы можем видеть в повести Бориса Николаевича Полевого "Повесть о настоящем человеке". Момент, когда Мересьев встретил двух мальчишек, он просил о помощи, а дети попросили показать удостоверение и оттолкнуть от себя пистолет. Даже после того, как они удостоверились, что он советский лётчик, один из мальчишек все равно имел некоторые подозрения относительно Мересьева. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у этих детей есть болезненный опыт войны. Страшно представить, что в таком юном возрасте дети уже ведут себя так осторожно, боясь предательства. Будучи такими маленькими, они, наравне со взрослыми, разделяли тяготы жизни: жили в землянках, голодали.

Подводя итог, можно сказать, что дети самые уязвимые во время войны. Из-за своей несамостоятельности, недостатка опыта и сил, голода и холода, несут страшные лишения, часто погибают. Сама же война накладывает поистине ужасающий отпечаток на их психике, жизни и судьбе.

Обновлено: 2018-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение в формате ЕГЭ - вариант №10

(сборник И. П. Цыбулько - ЕГЭ-2018)

1 Проблема текста

Передо мной текст Аркадия Петровича Гайдара. В чём же конкретно заключалось участие детей в борьбе с врагом во время войны - вот главный вопрос, который волнует автора.

2. Комментарий к проблеме текста

А. П. Гайдар рассматривает данную проблему, рассказывая о комсомольце Яшке. Писатель обращает внимание на то, что мальчик переполнен жаждой действия. Автор считает , что дети чувствовали свою сопричастность ко всему, что происходило в военное время. А. П. Гайдар отмечает , что повсюду он видел « огромную жажду дела, работы и даже подвига», что дети в дни войны «не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Позиция автора текста выражена очень чётко. В годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий. Подростки ощущали жажду конкретных дел, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагами на фронте и в тылу.

4.Моя точка зрения

Моя точка зрения полностью совпадает с мнением автора. Готовясь к выступлениям на уроке истории и на классном часе, я много читал о подвигах пионеров-героев Володи Дубинина, Лёни Голикова и других и узнал, какую помощь оказывали дети во время войны в борьбе с врагом.

5-а. Аргумент первый

В повести Василя Быкова «Обелиск» мы видим, как ученики Алеся Ивановича Мороза тоже старались внести свой вклад в борьбу против фашистов, занявших их родное село. Все подростки, совершившие диверсию, скрыли свои действия от любимого учителя. Всё случилось нежданно-негаданно. Однажды, когда стемнело, ученики Алеся Ивановича, подпилили наполовину брёвна на мосту, по которому должен был проезжать полицай. Машина накренилась и боком полетела вниз. А немцы увидели убегающую фигуру мальчишки. Учитель А. И. Мороз очень встревожился, сильно переживал и страдал…А Павлик Миклашевич пожалел любимого учителя и всё ему рассказал. Немцы схватили сначала двоих, а потом и всех остальных ребят. Запертые в амбаре старосты, они ничего не выдали. Любимый учитель подбадривал ребят. В первый день Пасхи немцы повесили ребят. Из семерых чудом уцелел только Павлик Миклашевич. Погиб и учитель.

5-б.Аргумент второй

В рассказе В. П. Катаева «Сын полка» повествуется о простом деревенском мальчишке, сироте Ване Солнцеве, скитавшемся во время войны по оккупированной немцами территории. Смышлёного мальчика подобрали разведчики, и он им очень понравился. Ваня, дважды сбегавший от разведчика Биденко по пути в тыл, самостоятельно вернулся назад и встретился с капитаном Енакиевым, который разрешил мальчишке остаться у разведчиков. Подросток помогал военным разведывать местность. Но случилась беда - его схватили немцы, он попал в плен. Герой никого не выдал. Когда началось наступление наших войск, Ваня Солнцев благополучно вернулся в часть. Осваивал артиллерийское дело. Герой выполнил труднейшее задание – капитан Енакиев послал мальчика с донесением в штаб, чтобы подросток не находился в зоне страшных боевых действий. А сам капитан погиб.

6. Вывод

Таким образом, хочется отметить, что в дни Великой Отечественной войны дети вносили свой посильный вклад в борьбу с врагом. Конечно, жаль, что жизнь многих подростков оборвалась очень рано. И текст А. П. Гайдара заставляет нас помнить об этом.

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Похожие статьи