Проблема отношения молодежи к религии. Роль религии в жизни молодежи, тенденции развития общественного мнения в данной области

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет религиоведения и теологии

Кафедра теологии

Курсовая работа

Религиозность современной молодежи

Студент 2 курса заочного отделения

А.Г. Килин

Иркутск 2014

Введение

Теоретическая часть

Состояние религиозности подростков

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования.

Для России, и Сибири в частности, православие было неотъемлемой частью этноса. Но все положительные результаты деятельности церкви на территории Сибири оказались почти полностью уничтожены за советский период .

В конце 20 века общество столкнулось с процессами социальной и политической дезинтеграции. В середине 90-х годов в российском обществе происходила смена культурно-исторических парадигм национального развития. Одним из проявлений культурно-исторической трансформации стал бурный процесс религиозного возрождения.

Однако, из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Исследование мировоззренческих позиций различных социокультурных групп населения в отношении религии становится одной из наиболее актуальных проблем и является предметом многих исследований. Представляет интерес изучение мировосприятия молодого поколения, детей молодежи девяностых, на чье сознание обрушились процессы формирования морально-этических ценностей общества.

Подрастающее поколение - важнейший инновационный потенциал российского общества и его перспектива. Без учета настроений молодежи, незнание мотивов их поступков невозможно обеспечение успешной интеграции молодых людей в современное культурно-историческое пространство .

1. Теоретическая часть

Гипотеза.

1.Религиозность подростков Муниципального общеобразовательного учреждения ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области находится на низком уровне.

2.Подростки не проводят активный поиск знаний по религиоведению.

3.Высока потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями.

4.Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо проведение религиозного просвещения в старших классах, ведение предмета духовным лицом.

Предметом исследования является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возрастном интервале от 15 до 17 лет).

Цель: изучение религиозности современного подрастающего поколения.

.Изучить религиозность подростков в целом, определить долю православной молодежи.

.Изучить потребность подростков в православной церкви; в посещении богослужений; в общении со священнослужителями,

.Изучить отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении.

.Разработать практические рекомендации по внедрению новых форм в общении церкви с молодежью.

Респондентами социологического опроса стали 58 человек учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области. В данном учебном заведении имеется предмет религиоведения в 4 классе.

Научной новизной данной работы является отсутствие исследований среди подростков, учащихся школы с точки зрения отношения их к религии и изучения отношения к преподаванию религиоведения в школе.

Терминология.

Вера - признание чего-либо истинным, часто - без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений

Религия - сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учреждений), и выполняет в обществе ряд функций - смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля. .

Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему.

Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 - 30 лет.

Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 - 14 до 15 - 17 лет) .

В данной работе термины молодежь и подростки идентичны и определяют группу молодых людей в возрасте 15-17 лет.

Методология.

Методом социологического опроса было выбрано анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность, опросить большое число респондентов и собрать значительный объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени, имея перед глазами отпечатанный вопросник, респонденты могут тщательно подумать над своими ответами.

В анкете использованы вопросы, позволяющие определить отношение подростка вообще к религии, выявить потребность в познании целесообразности бытия или смысла жизни, отношения к православию и потребности в общении со священником.

Также сформулированы вопросы, позволяющие определить степень ориентирования подростков в деятельности различных сект.

Кроме того, имеются вопросы, отвечая на которые, опрашиваемый определяет категорию людей, с кем бы хотел решать трудные жизненные вопросы, кому доверяет. См приложение № 1.

Состояние религиозности подростков

Всего, методом анкетирования, было опрошено 58 подростков в возрасте 15 - 17 лет. Из них юношей 25(43,1%), девушек 33(56,9%).

Подавляющее большинство опрошенных молодых людей, 51 человек (88%), задумывались о смысле своего существования. И лишь 7 (12%) человек, не задумывались о смысле жизни, причем из них 6 юношей и лишь 1 девушка.

Из жизненных ценностей, которые определяют смысл существования подростков на первое место выходят создание семьи 21(36,2%) человек. Смысл жизни в том, чтобы радоваться, развлекаться и проводить легкомысленно время видят 5 человек (8,6%). Смысл жизни в материальных ценностях, машине, красивом доме видят 3 человека (5,1%). И 2 определили смысл своей жизни, как быть полезным обществу 2 человека (3,4%). Остальные же 27 человек (46,7%) не смогли ответить ничего определенного на поставленный вопрос, см рис. 1.

Как видно, из имеющихся данных, современные подростки, в большинстве своем, ориентированы в определении своего существования на создание семьи и воспитании детей. Однако имеется высокая доля молодых людей, считающих легкое препровождение времени основой своего существования.

При рассмотрении такой категории, как идентификация себя с той или иной верой, соотношения опрошенных распределились следующим образом.

Верующими себя считают 20 человек (34,4%).

Скорее да, чем нет 18 человек (31,0%).

Затруднились с ответом 9 человек (14,0%).

Скорее нет, чем да 5 человек (8,6%). Графически, данные изображены в рис. 2.

Более половины опрошенных респондентов (53,6%) сомневаются в своем отношении к вере, хотя, среди сомневающихся велика доля тех, кто, скорее готов причислить себя к когорте верующих людей.

Большинство из верующих опрошенных подростков причисляют себя к православию, что составляет 38 человек (65,6%). Все они были крещены. Приверженность к исламу определили 2 человека (3,5%). Атеистами себя считают 4 человека (6,8%). И 14 респондентов (24,1%) определили свое вероисповедание как другое см. рис. 3.

Рис. 3.

Православие является традиционной для России религией. Несмотря на языческо-атеистическую пропаганду советского режима, у людей сохранились традиции предков и в настоящее время передаются от родителей детям. Примечательно, что нет ни одного человека приверженного неопротестантским течениям. Однако имеется значительная доля респондентов, ответивших на вопрос о вероисповедании «другое». Это, по-видимому, приверженцы различных языческих оккультных, течений, представители астрологии и уфологии. Имеется незначительное число последователей ислама, это дети приезжих из стран средней Азии.

Значительное количество респондентов, 22 (37,0%), хотели бы видеть православие доминирующей религией в России. Также, большое число опрошенных, 21(36,0%), вполне допускают приоритет православия над другими религиями. Вместе с тем, 15 (26,0%), человек считают неприемлемым преобладание православия над другими религиями в России. См. таблицу 4.

Как видно из представленных данных в таблице 4, значительное количество подростков находят вполне допустимым доминирование православия над другими религиями. Это обусловлено тысячелетиями проверенной христианской моралью, многовековой православной традицией, а также видимой, невооруженным глазом, несостоятельностью различных западных сект, восточных культов.

У подавляющего большинства респондентов, 45 (77,6%), дома имеются иконы, образа и распятия. У 8 (13,8%) опрошенных имеются предметы культа, не относящихся к православию и христианству вообще. Лишь у 5 (8,6%) нет никаких предметов культа.

Всего 2 (3,4%) человека из опрошенных, приобретают и читают религиозную литературу. Не читают никакую религиозную литературу 56 (96,6%) респондентов.

Очень редко посещают храм 33 (56,8%) респондентов. Не посещают храм вообще 22 (37,9%) опрошенных. Регулярно посещают храм 3 (5,1%) человек.

На вопрос: «что Вам не нравится в храме?» абсолютно все 58 (100%) респондентов не нашли ответа, то есть негативных ассоциаций с храмом нет ни у кого из опрошенных.

На вопрос: «что Вас привлекает в храме?» мнения распределились следующим образом.

Атмосфера, царящая в храме, доброжелательность, обстановка, росписи, иконы, пение, свечи, запах ладана привлекают 24 (41,3%) человек.

Покой привлекают 5 (8,2%) человек.

Абсолютно индифирентно высказались 29 (50,5%) человек.

Эти данные распределились следующим образом, при идентификации опрошенных по вероисповеданию. 19 респондентов, считающих себя православными (50%), привлекает в храме как внешнее оформление - архитектура, иконы, росписи, так и ритуалы, пение, свечи и т.д. 15 респондентов, считающих себя православными (40%), ничего не привлекает в храме. 4 православных (10%) привлекает покой и умиротворение. Последователей ислама в храме (мечети) привлекает в равной мере по 50% покой 1 человек и ничего не привлекает 1 человек. Представителей других вероисповеданий привлекает в храме покой 5 (27,8%) опрошенных, внешний и внутренний антураж 5 (27,8%) человек и 8 (44,4%), человек ничего не привлекает. Распределение показано в Рис. 5.

Не верующих подростков в храмах ничего не привлекает в 100% случаев.

Для приверженцев ислама 50% ничего не привлекает в храме и в 50% случаев привлекает покой.

Представителей других вероисповедований ничего не привлекает в храме 44,6%, и по 27,7% в равной мере интересует внешнее оформление и покой царящий в храме.

Православных привлекает внешне-внутреннее оформление храмов в 50,0% случаях, ничего не привлекает 39,4% и в 10,6% случаев привлекает покой. Таким образом, внешнее, эстетическое воздействие на психо-эмоциональную составляющую религиозности является немало важной частью.

Рис. 5. Распределение привлекательности православного храма среди молодежи различных вероисповедований.

Отношение подростков в общей массе к деятельности различных сект, восточных культов распределилось следующим образом (Рис. 6).

Наибольшая доля респондентов 32 (55,2%) затрудняются в оценке деятельности нетрадиционных течений. Значительная часть опрошенных, 15 (25,8%), выразили свое отношение, как нейтральное. 9 человек (15,5%) оценили деятельность западных и восточных культов как вредную. И 2 (3,5%) определили деятельность различных сект как полезную.

При рассмотрении отношения к различным западным и восточным культам представителей различных вероисповеданий отмечается также преобладание с затруднением ответа (рис. 7). Таким образом, среди молодежи, причисляющей себя к православному вероисповеданию (38 опрошенных), затруднились с ответом 22 (57,9%), нейтральное отношение высказали 6 человек (15,8%), высказались о вредной деятельности различных сект 8 (21,0%) опрошенных и 2 (5,3%) отметили пользу для общества деятельность различных западных и восточных сект. Среди атеистов (4 человека), затруднились с ответом 1 (25,0%) и высказались нейтрально по 3 (75%). Лица, причисляющие себя к исламу (2), затруднились с ответом и высказались нейтрально по 50%. Представители других вероисповеданий (14 человек из всех опрошенных) затруднились с ответом 8 (57,1%), высказались нейтрально 5 (35,7%), и отметили деятельность сект как вредную для общества 1 (7,2%).

Рис. 7. Отношение молодежи различных вероисповеданий к деятельности западных и восточных сект.

Трудности, испытываемые молодежью при ответе на вопрос о деятельности различных сект, связан с недостатком информации о их сути, о последствиях и опасностях участия в вышеуказанных организациях. Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты деятельности сект, их влияния на психику человека, вступают в них, что ведет как к психическим, так и к социальным травмам.

Одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций.

В различных трудных жизненных ситуациях половина из опрошенной молодежи 29 человек (50%) за помощью обратиться к родителям. 13 человек (22,4%) обратиться к друзьям. 11 (18,9%) будут решать проблемы самостоятельно. К священнику обратятся 3 (5,1%). 1 человек (1,7%) обратиться к экстрасенсу. 1 (1,7%) к психологу. Графическое распределение изображено в рис. 8.

Как видно, из представленных данных, велико доверие к родителям, однако, имеется также значительное количество подростков, кто не имеет взаимопонимания с родителями. Вместе с тем, также не велико доверие священнику. Ничтожно малое количество опрошенных доверят свои проблемы психологу и экстрасенсу.

Среди подростков православного вероисповедания (38 опрошенных) родителям доверяют абсолютное большинство - 22 человека (57,9%), друзьям 7 (18,4%) человек, самостоятельно решать свои проблемы намереваются 5 (13,1%), к священнику обратятся 3 (7,9%), к психологу 1 (2,7%).

Атеисты, (4 опрошенных), доверяют родителям: 2 (50%) и не доверяют никому, предпочитая решать проблемы самостоятельно: 2 (50%).

Представители ислама (2) также в равной степени доверяют родителям 1 (50%), и предпочитают самостоятельность в трудной ситуации 1 (50%).

Опрошенные подростки, причисляющие себя к другим вероисповеданиям (14 человек) обратятся к родителям за помощью 5 (35,7%), доверяться друзьям 5 (35,7%), самостоятельно примут решение 3 (21,4%), и 1 (7,2%) обратиться к экстрасенсу. Данное распределение представлено в рис. 9.

Рис. 9. Соотношение подростков различных вероисповеданий и их доверие в трудных ситуациях

Наглядно видно, что представители православия имеют значительное доверие к родителям. Это говорит о сохранении традиционных патриархальных отношений в семье. Вместе с тем к священнику обратятся не многие. Таким образом, на родителях лежит огромная ответственность по воспитанию правильных жизненных ориентаций и религиозных предпочтений для подрастающего поколения. В свою очередь церкви необходимо более интенсивно доводить до сведения, как детей, так и их родителей информацию о православии.

Недостаток информации сказывается на отношении молодежи к введению курса религиеведения в современной школе.

Основная масса опрошенных 27 человек (46,6%) затруднились с ответом на вопрос отношения к курсу религиеведения в учебном заведении. Положительно относятся к введению курса религиоведения в школе 18 человек (31,0%) из всех опрошенных. Отрицательно 13 (22,4%).

Причем, из положительно относящихся к введению преподавания религиеведения, 15 (83,3%) видят необходимость преподавания духовным лицом, лишь 3 (16,7%) отмечают необходимость преподавания светским лицом. Структурное распределение данных представлены в таблице 10.

Высокая доля затруднившихся с ответом, обусловлена тем, что подростки получают не достаточно достоверной информации, как о православии вообще, так и о сути преподавания религиоведения в школе. Учитывая высокую степень доверия родителям - 29 человек от общего числа опрошенных (50%) - недостаток информации касается и родителей подростков.

Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. Оценивая результаты введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует сделать выводы, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) не была качественно обеспечена. То есть не была обеспечена достоверность информации. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большое количество семей избрало для изучения светскую этику. В связи с чем, Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями «Основ православной культуры» .

1.Методом анкетирования учащихся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, была изучена религиозность подростков в возрастном интервале 15 - 17 лет. Всего верующими себя считают 65,4% от всех опрошенных, из них 20 человек (34,4%) безоговорочно верующие и скорее да, чем нет 18 человек (31,0%).

2.Определена доля православной молодежи, что составляет 65,6% от тех подростков, кто считает себя верующими людьми. Эта доля подростков является крещенными людьми.

.Выявлена высокая потребность подростков в православной церкви. У подавляющего большинства молодых людей 77,6% от всех опрошенных дома имеются иконы, образа и распятия. 50% православной молодежи привлекает в храме как внешнее оформление - архитектура, иконы, росписи, так и ритуалы, пение, свечи, 10% привлекает покой, умиротворение. 74% хотят видеть православие, как доминирующую религию и вполне допускают приоритет православия перед прочими религиями.

.Установлена потребность в посещении Богослужений, общении со священнослужителями. Так 62% опрошенных подростков посещают храм. Имеют необходимость в общении со священником в трудных ситуациях 7,9% православной молодежи.

.Определено отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении. 46,6% затрудняются определить своё отношением к курсу религиеведения в учебном заведении, что связано с недостатком информации о данном предмете.

.Определена высокая потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями. 31,0% из всех опрошенных хотят посещать занятия по религиоведению. 83,3% опрошенных подростков видят необходимость преподавания духовным лицом основ религиозных знаний.

3. Обсуждение

Регулярно посещают храм 3 человека, что составляет 5,1% от всех опрошенных, Очень редко посещают храм 33 человека (56,8%) респондентов. Не посещают храм вообще 22 (37,9%). Таким образом, 62% (36 человек), имеет возможность приобщиться к религии, в то время как 37,9% (22 человека) не имеют вообще никакой возможности узнать о религии.

Выявлено, что подавляющее большинство подростков - 51человек (88%), задумывались о смысле своей жизни. Лишь 7 человек, 12% от общего числа опрошенных, не задумывались об этом [стр. 6]. Это говорит о стремлении молодых людей к приобретению религиозных знаний.

Однако, верующими себя считают 34,4% опрошенных. Скорее верующими, чем нет 31,0% от всех опрошенных. Неуверенных в своих взглядах, затруднившихся с ответом 14,0%. [Таблица 2, стр. 8].

Определенно высока доля лиц, считающих себя православными 65,6% от всех опрошенных [Таблица 3 стр. 9]. У подавляющего большинства молодых людей - 45 человек, что составляет 77,6% от всех опрошенных, дома имеются иконы, образа и распятия, следовательно имеются начальные понятия и религиозные представления.

Несмотря на то, что довольно высока доля подростков считающих себя верующими людьми, имеют весьма скудные представления о религии, религиозную литературу практически никто не читает - 56 (96,6%). Всего 2 человека из общего числа опрошенных (3,4%), приобретают и читают религиозную литературу [стр. 11]. Кроме того, более половины респондентов - 55,2% - затрудняются в оценке деятельности нетрадиционных течений. И более четверти опрошенных молодых людей - 25,8% - выразили свое отношение, как нейтральное. Таким образом, 81% подростков не владеют информацией о деятельности различных восточных и западных сект, культов.

Вместе с тем велик процент молодежи, видящей в православной морали положительные качества. 74% (43 человека) принимают православие как доминирующую религию и вполне допускают приоритет православия перед другими религиями.

Постольку, поскольку в данном учебном заведении, курс религиоведения был введен 1 год назад и преподается только в четвертых классах, подростки не в полной мере владеют информацией о сути предмета. Поэтому 46,6% опрошенных затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к предмету религиоведения. Тем не менее, положительно смотрят на введение курса религиоведения 31,0% опрошенных. Причем информацию о религиях в 83,3% случаев подростки хотят получать от духовного лица. Учитывая высокую лояльность к православию, под духовным лицом следует понимать православного священника.

Таким образом, религиозность молодежи можно определить как не удовлетворительную. Однако, имеется высокий потенциал для развития религиозных знаний среди молодежи и их родителей. В данной ситуации необходимо правильно организовать преподавание «Основ православной культуры», подобрать соответствующую литературу и направить поиски подростка в соответствующем русле, для чего необходим предмет «Основ православной культуры» в старших классах.

Для удовлетворения потребности в религиозном просвещении подростков необходимо:

во-первых, доводить до сведения родителей о необходимости преподавания православного христианства;

В-третьих, информировать учащихся о деятельности различных сект, нетрадиционных культов.

В-четвертых, организовывать для учащихся школ экскурсии и путешествия по храмам Иркутска;

В-пятых, распространение бесплатных православных газет, брошюр, листовок.

Состояние религиозности подростков в целом, на примере учащиеся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, можно определить как не удовлетворительную. Вместе с тем имеется большая доля подростков, считающих себя православными, что дает в потенциале воспитать морально устойчивого человека, способного войти в самостоятельную жизнь и принимать решения в духе православия. Учитывая потребность в информации о религиях вообще, подростки желают получать ее от православного священника.

Для доведения информации следует применять средства вне школьных стен, используя различные беседы, экскурсии и встречи с представителями религий.

вера православие подросток церковь

Заключение

Поставленные перед данной работой цели достигнуты.

Изучено состояние религиозности современного подрастающего поколения, которое определено, как не удовлетворительное. Вместе с тем отмечена низкая осведомленность подростков как относительно основ православия, так и деятельности различных сект. Отмечена высокая степень доверия современных подростков родителям, и стремление получать религиозные знания в школе на уроках религиоведения от духовного лица.

Решены, определенные перед данным исследованием, задачи.

Определена доля православной молодежи, которая составляет подавляющее большинство.

Изучена потребность подростков в православной церкви, в посещении богослужений; в общении со священнослужителями.

Изучено отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении.

Выдвинутая гипотеза исследования доказана.

Религиозность подростков учащиеся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, находится на низком уровне. Религиозную литературу в большинстве своем подростки не читают, в вопросах веры не ориентируются, о деятельности различных восточных и западных сект представления не имеют.

Определена высокая потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями. Для чего необходимо проведение религиозного просвещения в старших классах, ведение предмета духовным лицом.

Научно-практическая значимость.

Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний.

Задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются ведущими в деятельности общеобразовательной школы.

Без духовного составляющего обучение ребенка в школе во многом обесценивается. Теряет свое значение и освоение им основ наук, и подготовка к выбору профессии. Выпускники школы, без сформированного исторического сознания, национального самосознания, крепких моральных устоев не смогут найти себе достойного места в обществе, реализоваться как полноценные личности, создать в будущем счастливые семьи, быть гражданами нашей страны, своего будущего.

Преподавание Православной культуры в школе имеет целью формирование мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний» .

В современной России радикальные изменения экономической, социальной и духовной жизни коснулись понимания собственной истории и проблем отечественной философской и духовной культуры. Сегодня Россия противостоит наступлению североамериканской культурной экспансии, защищая свои культурные ценности, свое право на культурную самобытность.

Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект .

В профилактике духовной нищеты, безнравственности, аморальности очень важную роль может сыграть религиозное образование, когда детям, с разрешения их родителей, в доступной форме объясняются основы православия, причины его возникновения и развития в России.

Таким образом, введение курса религиоведения в форме обучения православной культуре с преподаванием духовным лицом, а также введение в образовательный процесс различных методик, вне школы и учебного процесса, позволяющих изучить не только основы православия, но и историю родного края вкупе с историей России позволит подрастающему поколению сделать выбор в сторону традиционных морально-этических норм, приобщиться к своим духовным корням, возродить культуру и традиции предков, а также противостоять агрессивной западной культуре с ее чуждыми для России ценностями.

Список литературы

1.Анданова С.Б. Религиозность молодежи Республики Бурятия в период культурно-исторической трансформации российского общества: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01. - У.-Удэ, 2010. - 143 с.

2.Векипеди

Гараджа В.И. Социология религии. М., Аспект-пресс. 1996. С. 6 - 15.

Гиндер И.А. Православные вопросы в социологии религии. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V.300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. - Красноярск, 2008. С. 196-202.

5.Касьянов В.В. Государственная идеология современной России.

6.Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01. - М., 1999. - 440 с.

7.Пшеничникова Р.И. Новая Культура и Новое Искусство XXI века: инновационные подходы // Межотраслевой альманах

Реморенко И.М. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 г. № 03-1032 Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ.

Реморенко И.М. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2010 г. № 03-831. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации».

11.Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 316-332.

Приложение

Анкета, использовавшаяся в опросе.

1Ваш пол? а) Мужской б) Женский2Ваш возраст?3Задумывались ли Вы над смыслом жизни?а) Да б) Нет4Что для Вас является смыслом жизни?5Считаете ли Вы себя верующим человеком?а) Да б) Скорее да, чем нет в) Скорее нет, чем да г) Нет д) Затрудняюсь ответить5Ваше вероисповедание?а) Православие б) Католицизм в) Протестантизм г) Ислам д)Другое___________________6Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?а) Да б) Нет в) Возможно7Есть ли у Вас дома предметы культа (какие)?а) Иконы б) Распятья в) Образа г) Другое __________________8Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?а) Да б) Нет9Как часто Вы ходите в храм?а) Не хожу б) Очень редко в) Регулярно10Что Вас привлекает в храме?11Что Вам не нравиться в храме?12По вашему мнению, деятельность различных западных и восточных культов и объединений, появившихся в последние годы в России:а) Полезная б) Нейтральная в) Вредная г) Затрудняюсь ответить13К кому бы Вы обратились за помощью в трудную минуту?а) К родителям б) К друзьям в) К психологу г) К священнику д) К экстрасенсу е) Действовал бы самостоятельно14Как Вы отнеслись к курсу религиеведения в вашем учебном заведении?а) Положительно б) Отрицательно в) Затрудняюсь ответить15Если положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя?а) Духовное лицо б) Светское лицо

Уважаемый респондент!

Целью данного исследования является изучение религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.

Отметьте в квадратике галочкой тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов, напишите свои ответы на свободных строках.

В вопросах, где нет вариантов ответов, пожалуйста, укажите кратко, буквально 2-3 словами, Ваше мнение.

Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа.

Анонимность и конфиденциальность гарантирована.

Заранее спасибо!

Молодежь и религия

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Все мы знаем, что так начинается самое главное писание христианства - Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализировать отношение современной молодежи к религии на примере христианства и частично затронем и другие верования.

Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именно современная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

В последнее время часто проводились исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические -- воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). При этом религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих -- особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.

Как показывают исследования религиозность выросла. Но это все исследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуем проанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родители которые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Не делай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь, благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мы интересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру, пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверку советской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.

Но та ли это религиозность которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов.

Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считают неверующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание - красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание - торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент - венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они - лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взгляд она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.

А на самом деле……

Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ли кого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того что придумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продают билетики в хорошую загробную жизнь, а это есть - эгоизм, пусть и в несколько иной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо было преклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел. И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо. Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не для того что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.


Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного «обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое.
Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах — в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь, наоборот, не привлекает, не интересует молодежь.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий. Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью), разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение молодых людей к организации религиоведческого образования в различных учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути решения поставленной проблемы.
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации на объекте я буду использовать письменный вид опроса — анкетирование. Так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем информации за сраввнительно небольшой промежуток времени.
Социология религии — это наука, которая изучает религию как социальный феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам исследования разработанным в социологии, социальное поведение человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.
Если религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых деструктивные.
Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.
Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.
Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает «религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи. Все три понятия — «религиозность”, «внерелигиозность” и «секулярность” — представляют органическое целое, благодаря взаимосвязи их содержания: «Религиозность, представляемая как определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность, рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего реальный переход от религиозности к вне религиозности.
Разделение людей по характару религиозности на «верующих”, «колеблющихся” и «неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без оттенков, но все же основную «арматуру” исследуемой социологией религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность не поддающихся социологической операционализации от «неверия” к религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда — к веротерпимости внутри самой Церкви. В этом — источник изначального многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания, инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что, конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий «религия” и «секуляризация”.
Религия — сложный сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и выполняет в обществе ряд функций — смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация — процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее регулирования религиозными нормами.
Религиозная «стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, — ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения монополизируется более зрелыми возрастными группами.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века.
Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

В связи с актуальностью проблемы выбрана тема моей работы : «Отношение современной молодёжи к религии».

Цель работы : исследовать отношение современной молодёжи к религии (на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования :

Проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

Рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

Провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования :

Теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Анкетирование;

Сравнение.

Методика исследования : анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Не случайно видно повторяем: «Господи, помилуй и прости»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) - благочестие, святыня, предмет культа; как коллек-тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 - 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально - психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер.

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе - утратила то, ради чего она замышлялась, - душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса - в обращении к психологии религии.

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия -это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство - монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны - как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали - признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Бог есть любовь - это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу - это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

    Что такое религия?

    Верите ли вы в Бога

    Посещаете ли вы храм? Как часто?

    Что дает вам вера в Бога?

    Читали ли вы Библию?

По-моему, храм - это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

    3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

    в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

    в марте отца Владимира мы пригласили в класс на беседу «Церковь и молодежь».

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ - что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Мой дедушка Черных Александр Тихонович. С 1958 года живет в с.Шилекша, 18 лет он проработал директором Шилекшинской школы. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит дома, а занимается строительством нового храма в с. Шилекша. Я много с ним беседовал об этом. Новый храм в Шилекше назвали Преображение Господне. Дед давно мечтал восстановить храм; во-первых, потому что с благодарностью вспоминает свою очень верующую тёщу, с которой он прожил 9 лет под одной крышей. Во-вторых, он сам никогда не был атеистом, хотя работая директором школы был коммунистом. И в-третьих, он говорит: «..каждый человек в своё время уходит в вечность, и чтобы уйти спокойно, я должен быть уверен, всё что можно сделать на земле - я сделал..». Ещё мой дедушка, Черных Александр Тихонович, всегда говорит: «..вся история русского государства, вся история нашего народа связана с православием, так было до нас, так будет и после нас..». Когда я спросил, что он думает о молодёжи, будет ли она ходить в храм, он с уверенностью сказал: «..да, будет. Сейчас в наш храм ходят мои бывшие ученики со своими детьми. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию..».

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна - здоровье близких охраняет,

Вторая - Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья - всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая - теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки - не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю -

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

    Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

    Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии»

    Гараджа В.И. «Религия и молодежь».

    Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

    Информационный портал Студопедия, - (Электронный ресурс) - 2014-2015

    Мчедлов М.П. «О религиозности российской молодёжи»

Кагиров Ш.М., Тагиров М.А.

Кагиров Ш.М., Тагиров М.А.

Отношение современной молодёжи к религии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии.

Религия является важным элементом духовной культуры каждого народа. Это сложное и многогранное социальное явление, которое функционирует в неразрывной связи с жизнью общества. Интересным и перспективным, на наш взгляд, является изучение отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, характеризующейся особым социальным положением. Она обусловлена различными социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического и политического развития, особенностями социализации и т.д. Современная молодежь, безусловно, является носителем культуры, в том числе и религиозной .

В настоящее время молодёжь в России составляет около 39,6 миллиона граждан. Понять особенности сознания верующей и не верующей молодёжи в современном обществе можно лишь учитывая тенденции его развития: рост популярности религии, усиление её роли в обществе. Стирание национальных особенностей и различий, развитие процессов глобализация заставляет современного человека бережнее относиться к сохранению культуры собственного народа, восполняет ограниченность, зависимость человека, упорядочивает его помыслы, стремления и деятельность. Все это приводит к созданию новой религиозной картины мира и способствует осмысления места человека в нем . Приверженность к религии не всегда позволяет отдельным группам людей выбрать любую профессию. Например, люди, исповедующие религию ислам, не могут выбрать профессию пластического хирурга, гинеколог, поскольку соблюдение поста затрудняет проведение операций, длящихся много часов.

Кроме того, знание врачом хотя бы основ других религиозных учений поможет ему избежать неловких или даже конфликтных ситуаций при взаимодействии с пациентом. Религия способствует развитию духовной культуры общества, совершенствованию письменности, книгопечатания, архитектуры, живописи, а также осуществляет передачу накопленного опыта и знаний от поколения к поколению. Религия выполняет интегрирующую функцию в обществе, объединяя его в большие социальные группы .

Целью работы является анализ отношения современной молодёжи к религии.

Для этого было проведено анкетирование студентов 1 курса Саратовского государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 19 лет (N=70). По результатам проведённого опроса более половины респондентов - 42 человек отметили, что исповедуют ислам, 23 человека ответили, что исповедуют христианство, 4 студента считают себя атеистами, и лишь один человек исповедует буддизм. 55 опрошенных соблюдают религиозные традиции в кругу семьи, а 15 человек признали, что не соблюдают религиозные традиции. На вопрос как часто вы посещаете религиозные службы, 23 респондента ответили, делают это раз в год, 7 опрошенных - раз в месяц, 20 респондентов - раз в неделю, 5 человек каждый день и 15 человек признали, что никогда их не посещают, 55 опрошенных регулярно отмечают религиозный праздники, а 15 молодых людей ответили, что человек редко. 31 респондентов относятся к другим религиям положительно и всегда рады возможности расширить кругозор, и узнать что-то новое, 35 человек относятся нейтрально, а 4 - отрицательно и не признают другие религии, кроме своей. 18 человек считают, что религия регулирует отношения в обществе, 40 респондентов полагают, что религия объединяет граждан, и 12 человек считают, что религия разделяет население на отдельные группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время роль и значение религии в жизни современной молодежи существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному воспитанию личности, что способствует улучшению общественной, индивидуальной жизни человека. Кроме того, реальность и ценность религиозной жизни для молодого человека способствует нравственному становлению его личности, становится ориентиром для него в общественной жизни

Религия как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии у молодых людей, необходимо отметить достаточно низкий уровень знания религиозных догматов, символов и ритуалов, произвольный характер приобщения к ее традициям. Но возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, безусловно сказывается и на отношении к религии современной молодежи.

Похожие статьи