Материалы для подготовки к конкурсу «Юный экскурсовод. Критерии отбора экскурсионных объектов определение целей экскурсии

Для общей оценки экскурсионных ресурсов, необходимо рассматривать все основные составляющие по отдельности. То есть отдельно анализировать - экскурсионные объекты, местность, а так же работу гида или экскурсовода. (прил.3)

В комплексе экскурсионных ресурсов особое место занимают культурно-исторические объекты, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Историко-культурный потенциал является основой данного вида туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Привлекательность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса .

Оценка культурных комплексов для экскурсионных целей производится следующими методами:

1. Ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

1. Необходимое и достаточное время для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра, а именно по степени организации объекта для показа и места положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

2. Надежность. Обусловливается такими факторами, как устойчивость к рекреационным нагрузкам и стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

3. Емкость. Определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от таких факторов, как аттрактивность объекта осмотра и психофизиологические возможности человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

4. Типология по рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение и аттрактивность.

Оценка деятельности экскурсоводов или гидов заключается в следующем:

Четкость организации экскурсии - наиболее удобный и конкретный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Организация показа объектов изложена в логической последовательности и обеспечении зрительной основы для раскрытия темы.

Умение заинтересовать экскурсантов. Связано с вызовом сопереживания и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Грамотность. Необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт.

Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Знание темы, умение отвечать на вопросы. Основано на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного.

Умение общаться. Включает в себя владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи. А так же грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор и прочее.

Эмоциональность. Выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание -- все это конкретные формы экспрессивности.

Оригинальность и самобытность. Умение вовремя пошутить, вставить остроумное замечание. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад.

Критерии оценки маршрута:

Соответствие задачам и содержанию предлагаемой экскурсии

Знание мест проведения экскурсии

Рациональность (оптимальность) последовательности посещаемых мест.

Степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых памятных мест.

Критерии оценки содержания экскурсии:

Наилучшая (не перегруженная и не очень бедная) насыщенность содержания фактами и сведениями, рациональность (оптимальность) отбора фактов, сведений для экскурсии.

Логичность - последовательность предоставления информации, наличие логических переходов

Лаконичность. Заключается в устранении лишних слов, общих фраз, а так же объектов, не предназначенных для данного вида деятельности.

Соответствие последним научным данным. Информация должна исходить из фактических данных, которые были получены в ближайшее время.

Из полученной информации, можно сделать вывод, что при рассмотрении экскурсионных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная. Однако существует еще одна оценка- экономическая.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости экскурсионных ресурсов, оптимизации нагрузок;

2) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для экскурсионного использования.

3) продолжительность комфортного сезона использования экскурсионных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития экскурсионного туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных занятий. То есть представляет:

Эстетическую ценность

Воспитательный эффект

Безопасность

Аттрактивность.

Экономические параметры продукции экскурсионной деятельности и комплексная экономическая оценка экскурсионных ресурсов тесно связаны:

Инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;

Оснащенность транспортными коммуникациями;

Природные условия, в том числе рекреационная ценность территории;

Состояние окружающей среды;

Уровень развития социальной инфраструктуры;

Расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.;

Другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимостная оценка экскурсионных ресурсов включает в себя:

Функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;

Природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;

Привлекательность (престижность) территорий;

Социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Из информации представленной выше следует, что экономическая оценка рекреационных ресурсов представляет собой систему показателей, отражающих экономические результаты экскурсионной деятельности с учетом их качественных свойств.

Материалы для подготовки к конкурсу

«Юный экскурсовод»

1. Подготовка экскурсии.

2. Оформление экскурсионного маршрута:

а) академический вариант методической разработки;

3. План описания экскурсионного объекта.

4. Критерии оценки разработки экскурсионного маршрута.

1. ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСИИ

1 этап (подготовительный):

-определение целей экскурсии;

-выбор темы;

-отбор и изучение литературы и источников;

-отбор и изучение экскурсионных объектов.

2 этап (разработка экскурсии):

-составление маршрута;

-обход или объезд маршрута;

-подготовка текста экскурсии;

-комплектование «портфеля экскурсовода»;

-определение методических приемов показа и рассказа.

Cхема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление ,

основная часть , заключение .

Вступление , как правило, состоит из двух частей:

· организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

· информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.


Заключение , как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

· памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

· здания и сооружения , мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания , здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

· природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

· экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;

· памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

· памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парко­вое и др. искусство.

При создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.


Известность объекта .

Необычность объекта . Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе).

Выразительность объекта , т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.

Сохранность объекта . Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта . При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

Можно оформить карточку объектов, в которую вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия составителя.

2.ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы.

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

– переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) вы­брать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории, времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

а) академический вариант методической разработки

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей.

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам.

Образец методической разработки экскурсии

Остановка

Объекты
показа

Наименование
подтем и

перечень
основных
вопросов

Организационные
указания

Методические указания

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника ».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы
и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

Графа «Методические указания» даются указания по использованию методических приемов. Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины...», «При показе экскурсионного объекта необходимо ориентировать экскурсантов...» и т. д.).

Необходимая информация об экскурсионном маршруте:

продолжительность, для кого предназначена, цель проведения экскурсии, задачи экскурсии, условия проведения.

План проведения экскурсии.

В тексте экскурсии необходимо прописать вступление и заключение.

3. План ОПИСАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА

1. Полное название объекта (современное и прошлое).

2. Объект относится к памятнику:

    архитектуры, природы, археологии, искусства

или объект является памятным местом,

    связанным с историческими событиями в жизни нашего народа или с развитием государства и общества,
    объект является мемориальным местом, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведением архитектуры и градостроительства,
    зданием промышленного предприятия, жилым или общественным зданием, инженерным сооружением, зданием культового назначения.

3.Датировка объекта.

4.История создания объекта.

5.События и лица, связанные с этим объектом.

6.Особенности архитектурного стиля, планировки.

7.Необычность или типичность объекта. В чем состоит необычность или типичность?

8.Выразительность объекта (взаимодействие с окружающей средой, зданиями, природой).

9. Сохранность объекта.

10.Будущее объекта.

11. Выводы о ценности объекта (связь с эпохой, историей, культурой, людьми, возможность изучения или использования в эстетическом или патриотическом воспитании.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Критерии

Параметры критериев

Оценочная шкала

Баллы

Соответствие тематике конкурса, определение цели и задач экскурсии

Целесообразность выбора экскурсионных объектов и приемов показа и рассказа

Объекты экскурсии и информация об объектах позволяют достичь цели экскурсии, выбраны оправданные приемы показа и рассказа

Допущены ошибки в выборе объектов, приемов показа и рассказа

Выбор объектов, приемы показа и рассказа ошибочны

Глубина и достоверность содержания, полнота раскрытия темы

Информация соответствует возрасту экскурсантов, нет перегрузки информации, информация продуманна и оправданна, тема экскурсии раскрыта

Присутствует излишняя информация или круг вопросов мал, произошел частичный отход от темы

Информация не соответствует теме, тема не раскрыта

Логика построения работы

Прослеживаются логические связи между частями экскурсии, продумано вступление и заключение

Нет вступления, заключения или логических переходов

(одного из ряда названных)

Отсутствуют вступление, заключение, логические связи

Оформление работы

Наличие «портфеля экскурсовода» на балл не влияет . Оценивается аккуратность, соответствие регламенту, культура оформления

Максимальное количество баллов:

13 баллов

Набрано:

Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности. Одним из таких этапов является отбор и изучение экскурсионных объектов.

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, про­мышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); ар­хитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

памятники археологии - городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства;

памятники природы - леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.;

экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. К концу 20 века на государственном учете находились более 150 тысяч памятников истории, археологии, культуры. В музеях находилось около 40 млн экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранно­сти.

По функциональному назначению - основные , на базе которых раскрываются подтемы, и дополнительные , показы­ваемые во время переездов (переходов) между основными объектами и в ходе логических переходов в рассказе.

По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии необходимо из всего множества объектов выбрать те, которые наиболее полно и интересно раскроют тему экскурсии. Для их отбора используется специальная методика оценки ценности и значимости объекта, особенно если на маршруте есть несколько схожих объектов. Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следую­щие критерии :

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельно­стью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника (информационный потенциал).

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конструкции, природного характера, например сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой - другими зданиями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объекту, который оптимальным образом вписы­вается в местность, гармонирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюдательной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, месяцам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы. Необходимо:

чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать, необходимо использовать в разных экскурсиях разные методы рассказа и показа и различный фактический материал для одного объекта, подавать его под разными углами;

экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, для городской обзорной экс­курсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10; в музейных обзорных экскурсиях – до 20 объектов.

в экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники архитектуры, истории, природы, памятные места; выбор делается в зависимости от вида экскурсии, темы, цели, аудитории.

в ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется непосредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет более свободно и квалифицировано вести показ объекта.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением карточки, или паспорта , на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

историческое событие, с которым связан памятник, его дата;

местонахождение объекта, его почтовый адрес;

источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания и др.);

сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

охрана памятника (на кого возложена, каким решением);

экскурсии, в которых памятник используется в качестве объекта показа;

дата составление карточки.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

Составление таких карточек значительно облегчает работу по разработке экскурсий, позволяет легко и быстро отобрать необходимые объекты для новой экскурсии. Во многих регионах проводится паспортизация памятников и достопримечательностей.

Решающее значение при разработке экскурсии имеют объекты, составляющие зрительную основу раскрытия темы. После завершения отбора объектов можно переходить к построению маршрута экскурсии.


Похожая информация.


Любой турист испытывает сложности в незнакомом для него пространстве без сопровождения экскурсовода. На сегодняшний день вопрос, касающийся экскурсионного обслуживания, стоит достаточно остро.

На сегодняшний день вопрос, касающийся экскурсионного обслуживания, стоит достаточно остро.

А значит экскурсионное обслуживание является неотъемлемой частью данной сферы. В музейной деятельности этот вопрос воспринимается неоднозначно.

Особенности работы экскурсовода в современном музее

Анализируя опыт работы музеев западных стран, можно увидеть, что в большинстве из них экскурсии не проводятся вообще. В следствии чего работа экскурсовода в этих учреждениях является неуместной.

Методист вместо экскурсовода

Экскурсовод часто заменяется методистом, работающим с учителем перед его посещением музея вместе с учениками.

В этом случае учитель заранее знакомится с экспозицией музея, а во время его посещения сосредотачивает внимание учащихся именно на тех экспонатах, которые иллюстрируют все то, о чем было рассказано на уроке.

Также в некоторых музеях могут работать методисты, чья деятельность направлена на работу с экскурсоводами туристических групп.

Отношение потребителей к экскурсионному обслуживанию в музеях

Причины скептического отношения к работе экскурсовода

Скептическое отношение к музейным экскурсоводам вызвано несколькими причинами, среди которых не последнее место занимает длинное и довольно нудное изложение информации, касающейся экспозиции музея.

Но как бы то ни было, экскурсия является одной из составляющих системы непрерывного неформального и формального образования. Поэтому на данный момент полностью отказаться от этого направления в деятельности музея невозможно.

Однако музеи с ежедневной аудиторией в несколько тысяч человек просто не в состоянии заранее обеспечить экскурсоводов для всех желающих. А это значит, что экскурсионное сопровождение необходимо заменить какими-то альтернативными вариантами.

Замена экскурсионному сопровождению

  1. путеводитель;
  2. аудиогид;
  3. информационный и игровой медиаконтент и так далее.

Критерии качества экскурсионной деятельности

На сегодняшний день не имеется четко разработанных критериев, с помощью которых можно было бы оценить показатели эффективности экскурсоводов, как и нет научно обоснованной системы отбора кадров для ведения экскурсионной деятельности.

Однако на основе мнений специалистов-экскурсоведов и анализе теории и практики руководитель музея получает возможность самостоятельного определения целей и задач экскурсии.

Также он может определить признаки качественного экскурсионного продукта.

Критерии оценки работы экскурсовода могут быть разработаны руководителем музея на основе заповедей, изложенных в докладе одного из известных ученых Александра Федоровича Котса.

В соответствии с данными заповедями можно определить такие критерии:

  1. Своевременность встречи экскурсовода с группой
Если экскурсовод не придет вовремя, то посетители, в период ожидания, могут самостоятельно «нахвататься» всякой информации. И тогда будет очень сложно увлечь их своим рассказом.
  1. Предоставление музейно-лекционной «увертюры»

Экскурсию стоит начать с общей характеристики музея, включающей сведения об:

  • объеме;
  • плане;
  • порядке предстоящего осмотра экспозиции.
  1. Подготовленность к «самозащите»
Часто слушатели просто забрасывают экскурсовода различными вопросами, поэтому он всегда должен быть на полном «вооружении».
  1. Умение налаживать контакт с музейной аудиторией, степень привлечения внимания слушателей
Экскурсовод обязан помнить, что его деятельность направлена на создание контакта со всей группой экскурсантов, а не только с теми, кто бежит впереди всех.
  1. Четкость изложения информации
Стоит помнить, что рассказ во время просмотра экспозиции должен быть четко структурирован и вестись в таком тоне, который бы вызывал у слушателей не раздражение, а заинтересованность.
  1. Умение занимать правильную позицию во время экскурсии
Ни в коем случае экскурсовод не должен поворачиваться к слушателям спиной или закрывать своей фигурой экспонаты. Не стоит вести осмотр тех музейных объектов, которые не входят в русло объяснений. Необходимо отвлекать внимание аудитории от ненужных образов.
  1. Умение соразмерять время лекции, ее тему, экспозицию и силы слушателей
Экскурсовод обязан построить свой рассказ таким образом, чтобы вложиться в запланированное время.
  1. Уровень заинтересованности слушателей рассказом экскурсовода

Необходимо следить за тем, чтобы экскурсия вызывала интерес у слушателей. Поэтому при появлении первых признаков усталости музейных зрителей, экскурсовод должен менять свою тактику, использовав для этого все свои «боезапасы»:

Материал проверен экспертами Актион Культура

  • бодрую речь;
  • острое словцо;
  • юмор;
  • темперамент;
  • тембр голоса.
  1. Логическое завершение экскурсии
В конце экскурсии в обязательном порядке стоит позаботиться о ее логическом завершении. Было бы неразумным отпускать слушателей из стен учреждения без идейно-обобщающих итогов.
  1. Уровень удовлетворенности аудитории проведенной экскурсией
Не стоит поощрять тех слушателей, которые по окончании экскурсии возвращаются, чтобы оббегать те залы, осмотр которых не был включен в план экскурсии. Такие действия являются ни чем иным, как высказыванием неудовлетворенности работой экскурсовода.
  1. Обеспечение доброжелательной атмосферы во время тематической экскурсии
Любая музейная экскурсия должна приносить чувство праздничности и идейной удовлетворенности, то есть стать настоящим праздником не только для слушателей, но и для самого экскурсовода.

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91»

Рабочая программа

коррекционно-реабилитационного курса

«Школа экскурсоводов»:

«Знай! Люби! Гордись!»

Срок реализации программы: 1 год

Объем программы: 34 часа.

Разработчик:

Анейчик Маргарита Владимировна.

Ульяновск-2015

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании Закона « Об образовании», Типовом положении «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утверждено Постановлением правительства РФ от 12. 03.1997г. № 288), Уставе школы, Письма Министерства Образования и науки РФ «О специфике деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях 1-8 видов».

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона. Именно школьное краеведение, как одна из форм внеурочной деятельности учащихся, выдвигает на первое место приоритет воспитательных задач; возможности реализации принципов адаптивной педагогики; интегрированный характер содержания, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализацию личностного, деятельного исследовательского подхода в процессе деятельности; ее внешнюю привлекательность для учащихся, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся.

Внеклассная, внеурочная работа позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, расширить представления об их практическом использовании, совершенствовать умения детей проявлять себя в активной деятельности, развивать личностные качества индивида, которые позволяют ему повышать уровень общей культуры, грамотности речи, владение техническими средствами обучения. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга воспитанников во внеурочное время, решению задач школы полного дня.

Одной из форм внеклассной работы является «Школа экскурсовода». Новизна данной программы в том, что она носит интеграционный характер и отражает многообразие содержательной стороны подготовки экскурсоводов. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (12-14 лет).

Принципы функционирования программы:

    Принцип продуктивности-дети и взрослые производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

    Принцип культуросообразности-ориентация воспитанников на культурные, духовные, нравственные ценности.

    Принципы творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

    Принцип коллективности - воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие их как членов общества.

    Принцип коррекционно-развивающей работы: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, деятельный принцип, комплексность всех видов деятельности, единство задач (развивающей, профилактической, коррекционной).

Самодеятельные экскурсии, позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, использовать возможности социокультурного пространства региона, особенности и традиции школы- интерната 3-4 видов, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Целью курса «Школа экскурсоводов « Знай! Люби! Гордись!» для обучающихся, воспитанников является развитие активной общественной деятельности учащихся через вовлечение их в деятельность по собиранию, накоплению и оформлению материалов о событиях минувших дней, связанных с историей образования детей с глубоким нарушением зрения и историей г. Ульяновска, подготовка экскурсоводов.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся об истории создания школ для незрячих и слабовидящих детей.

2.Развивать умения находить, перерабатывать, применять и сохранять информацию.

3.Повышать уровень интеллекта и общей культуры обучающихся, воспитанников.

4.Углублять знания об образовании детей с дефектами зрения.

5. Повышать у учащихся интерес к изучению истории своей школы и города.

6. Познакомить на практике с деятельностью экскурсовода.

7. Упражнять в оформлении экскурсионных материалов.

8. Расширять представления у детей об истории г. Ульяновска.

9.Развивать общественную активность.

10. Совершенствовать целеустремленность, настойчивость и стремление к достижению цели.

11. Развивать умения работать с источником информации.

12. Развивать качества личности активных членов гражданского общества.

13. Совершенствовать умения по рациональному использованию остаточного или слабого зрения.

Условия реализации программы:

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ОВЗ, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно-развивающие приемы:

Создание эмоционально-доброжелательного комфорта;

Ситуации успеха;

Занимательность и новизна;

Алгоритм действий;

Динамизм;

Чередование труда и отдыха;

Посильные задания;

Авансирование успеха;

Индивидуальная помощь;

Наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, источников информации;

Общественно полезная значимость собранного материала,

Возможность применения результатов работы в рамках школы-интерната.

Коррекционно развивающую работу будет необходимо осуществлять по направлениям:

Коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей;

Коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение

навыков речевого общения и коммуникативности;

Коррекция отношений к жизни – формирование способностей к нравственному и достойному месту в жизни.

Методы:

Практический:

    Работа с источником информации.

    Упражнение в сборе, переработке и изложении информации.

    Упражнение в проведении экскурсий.

    Беседа по изученным материалам.

    Исследование изучаемых материалов.

Методы определения результативности:

    Проверка знаний.

    Контроль усвоения материала.

    Самостоятельное проведение экскурсий.

    Контроль использования соответствующей терминологии.

    Проверка грамотности и точности изложения материал.

Ожидаемые результаты:

Должны уметь: находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников.

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры и речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

Должны знать:

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области.

Историю, традиции и принципы деятельности школы-интерната 3-4 видов Ульяновске.

Интересные факты из истории г. Симбирска (Ульяновска) и информацию о некоторых памятных местах.

Результатом всей работы по данной программе станет то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интерес

Алгоритм проведения самодеятельной экскурсии:

а) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса. Учитель знакомит учащихся с процессом подготовки и проведения экскурсии (выбор объектов – распределение класса по объектам – самостоятельный подбор экскурсионного материала в учебных группах – каждая группа во время экскурсии знакомит остальных учащихся с одним из объектов – подведение итогов – использование материалов экскурсии), формами контроля;

б) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса;

в) выбор экскурсионных объектов. (Беседа, работа с картой, литературными материалами и другими источниками информации);

г) составление маршрута экскурсии;

д) определение путей и способов подъезда к месту начала экскурсионного маршрута и выезда от его конечной точки. Определение мер безопасного продвижения конечной точки. Определение мер безопасного продвижения по маршруту, запасных вариантов маршрута (возможностей его сокращения), аварийных выездов. Определение протяженности, ходового времени и времени проведения (от школы до школы). Определение мест укрытия от дождя, перекуса, расположения туалетов. Выбор остановочных точек с учетом оптимального обзора экскурсионных объектов и соблюдения мер безопасности;

ж) сбор информации по каждому из экскурсионных объектов. Отбор содержания в соответствии с темой и задачами экскурсии. Подбор иллюстративного, литературного материала.

Ожидаемые результаты

    Должны уметь : находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

    Должны знать :

Историю образования школ для детей с глубоким нарушением зрения;

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области;

Историю, традиции и принципы деятельности школы- интерната III -IV видов в Ульяновске;

Историю г. Ульяновска и информацию об его основных исторических памятниках, отражающих этапы развития города.

Результатом всей программы станет то, что все дети смогут практически ознакомиться с профессией экскурсовода, провести самостоятельно экскурсию и рассказать много интересного.

Критерии оценки мастерства экскурсовода :

Владение темой.

Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе компетентную личность, знатока. Любые неточности и ошибки сразу подрывают доверие. Поэтому при подготовке экскурсии существенное внимание нужно уделять полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам от фрагмента к фрагменту. Немаловажно и то, каким экскурсовод преподносит материал, учитывает особенности группы, с которой работает. Экскурсовод должен не просто рассказывать заученный текст, а чтобы текст был обращен к слушателям. Экскурсовод должен уметь установить с группой контакт, который начинается со вступительной беседы: представиться, изложить план экскурсии, продемонстрировать готовность учитывать пожелания аудитории. Степень контактности проявится и в заключительной части экскурсии. Заключение - повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить доминанту, обобщить увиденное, наконец, настроить экскурсанта на то эмоциональное состояние, с которым он покинет экскурсию.

Показателем расположенности экскурсовода к общению является владением им вопросно- ответным методом который позволяет поддерживать диалог. Вопросы могут прямыми и косвенными. Экскурсовод старается при этом поддерживать тон доверительной беседы.

При этом важно, чтобы он продемонстрировал готовность признать эрудицию собеседников, формулируя вопросы, например, следующим образом: «вы, конечно, помните…», «вы, скорее всего, знаете…», «вы, вероятно, уже догадались…». Главная цель вопросов - заострить проблему, иногда озадачить слушателей тем самым добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.

Экспонат - основа общения, вокруг которого и строится диалог. От экскурсовода требуется умение ВЛАДЕТЬ ПРИЕМАМИ ПОКАЗА, всячески подчеркивая приоритет предмета: выбор точки обзора, способность расположить группу так, чтобы всем было видно и слышно, стоять к экспонату не спиной, а вполоборота и при первом упоминании посмотреть на него, так как это движение непременно повторят экскурсанты.

Еще одним критерием является СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА. Последний имеет подчиненное значение, создает установку на восприятие, и потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом даже опытным мастерам. Чтобы сосредоточить внимание группы, экскурсоводы используют ПАУЗУ, помогающую сосредоточиться на рассматривании.

Важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его РЕЧЬ. Речь экскурсовода - речь собеседника, а не информатора, и от нее помимо грамотности требуется естественность интонации. Начинающий экскурсовод не должен копировать искусственную «экскурсионную» манеру произнесения, необходимо внимательно следить за темпом речи, громкостью голоса. Наконец, важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют и сухая, лишенная личностного отношения, и излишне взволнованная, с заметными «пережимами» и эмоциональными всплесками речь.

Конечно, главной задачей будущего экскурсовода должна стать подготовка текста экскурсии, состоящего, как правило, из вступительной беседы, основной и заключительной частей. Во вступительной беседе рекомендуется познакомиться с группой, назвать тему, основные вопросы, огласить порядок проведения экскурсии.

В короткой заключительной беседе подводится итог экскурсии и выясняется, как слушатели усвоили главные вопросы темы. Будущему экскурсоводу необходимо знать, что продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и особенностями слушателей. Учащиеся начальной школы могут активно воспринимать рассказ 15-20 минут, средних классов- 30-40 минут, старших- 45-60 минут.

Учебно-тематический план образовательной области

п/п

Разделы и темы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.1.

Раздел 1. Введение. Подготовка экскурсоводов.

Сообщение о профессии экскурсовода.

1час

1.2.

Экскурсия в музей истории: »Это короткое слово – УАЗ».

2 часа

1.3.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсии

1 час

1.4.

Техника и методика проведения экскурсии.

3часа

1.5.

Этапы подготовки экскурсии.

1час

1.6.

Методика показа объектов экскурсии.

1 час

1.7

Самодеятельная экскурсия.

1 час

1.8

Работа над содержанием экскурсии

1 час

2.1

Раздел 2. «История создания школ слепых»

«Дитя ночи» (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых Гаюи и Луи Брайля) Ключ Брайля.

2 часа

2.3

Оформление стенда « История образования слепых в Ульяновской области»

2часа

2.2

Школы для слепых в Ульяновской области

2 часа

2.4

Школа-интернат III -IV видов г. Ульяновска

а) Возникновение школы в г. Ульяновске

б) Зарождение и сохранение традиций

в) Дружный рабочий коллектив

г) Ученическое самоуправление

д) Творческая деятельность воспитанников

5 часов

2.6

Индивидуальная отработка экскурсий. Пробные экскурсии.

2часа

2.5

Запись текстов индивидуальных экскурсий.

2 часа

3.1

Раздел 3. «Исторический и современный Ульяновск»

«История двух мостов». Прогулка на катере. Практика экскурсовода.

1час

3.2

«Венец-жизнь моя!» Краеведческий вечер. Практика экскурсоводов.

1 час

3.3

«Как все начиналось» Презентация.

1час

3.4

«Еще идут старинные часы». Практика экскурсовода.

1 час

3.5

История Памятника букве « Ё»

Практика экскурсовода.

1 час

3.6

«Нам здесь жить» (Ульяновская область на взлет!») Презентация.

1 час

3.7

Итоговое.

1час

Итого:

10часов

24 часа

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Ознакомление учащихся с задачами курса. Принятие плана работы.

1.1 Сообщение о профессии экскурсовода . Ознакомление с критериями оценки мастерства экскурсовода.

    1. Экскурсия в музей истории Ульяновского автомобильного завода: «Это короткое слово УАЗ».

      Основные принципы подготовки экскурсоводов . Принципы: целенаправленность, логическая последовательность, наглядность, конкретность. Виды экскурсий.

1.4 Техника проведения экскурсии . Свободное изложение темы. Требования к речи экскурсовода. Эмоциональность изложения и приподнятое настроение во время проведения экскурсии. Использование пауз. Установление контакта с группой. Внешний вид экскурсовода.

1.5 Этапы подготовки экскурсии. Цель, задачи, выбор темы, отбор литературы и экскурсионных объектов, подготовка текста, комплектование «портфеля экскурсовода», составление методической разработки, проведение.

    1. Методика показа объектов . Предварительны осмотр. Экскурсионный анализ. Прием реконструкции событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядности. Показ мемориальных досок.

1.7 Самодеятельная экскурсия . Выбор темы. Алгоритм проведения. Структура экскурсии. Составление плана экскурсии.

1.8 Практическое занятие: Работа над содержанием экскурсии . Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсии. Хронометраж.

Раздел 2. «История создания школ слепых».

2.1 Практическое занятие. Отработка плана экскурсии о Луи Брайле и Гаюи . «Дитя ночи». (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых. Ключ Брайля). Отработка метода рассказа и его приемов. Владение экскурсоводом невербальными средствами общения.

2.2 Практическое занятие: « Школы для слепых в Ульяновской области». Сбор и обработка информации. 1906г.- с. Ховрино Карсунский уезд;1934-36гг.- Ульяновск, К.Либнехта, бывшая Лесинная; 1948г.с. Зимницы Старокулатнинского р-на; 1949г с. Новоспасское; 1954г. с.Канадей; 1968г. с. Цильна; 1998г. Ульяновск.

2.3 Практическое занятие. Оформление стенда «История образования слепых в Ульяновской области» . Отработка навыков оформления стендов.(Отработка методики показа и приемов демонстрации).

2.4 «Возникновение школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в Ульяновске». Зарождение и сохранение традиций. Дружный рабочий коллектив. Творческая деятельность воспитанников. (Работа по владению содержанием и методикой проведения экскурсии. Определение методов и приемов для каждой экскурсии).

2.5 Практическое занятие. Запись текстов индивидуальных экскурсий с использованием электронных носителей.

2.6 Практическое занятие. Индивидуальная отработка экскурсии . Проведение пробных экскурсий по школе-интернату (для каждого по одному объекту).

Раздел 3. « Исторический и современный Ульяновск».

3.1 Практическое занятие. Прогулка на катере по Волге для членов кружка.

«История двух мостов». Практика экскурсовода. Отработка умений контактировать с группой и навыков показа.

3.2 Краеведческий вечер : «Венец-жизнь моя!». Отработка навыков работы с мультимедийными комплексами. Отработка умений сочетать показ и рассказ. Отработка навыков выразительного преподнесения материала и речевого этикета.

3.3Практическое занятие : Презентация о становлении Ульяновского телевидения. Встреча с интересными людьми: «Как все начиналось».

3.4Практическое занятие: Практика экскурсовода. « Еще идут старинные часы» . История создания и современность. Отработка техники ведения экскурсии.

3.5Практическое занятие: Практика экскурсовода. «История создания памятника букве «Е». Отработка техники ведения экскурсии.

3.6 Практическое занятие: Практика экскурсовода. Презентация «Ульяновская область, на взлет!». Отработка навыков работы с мультимедийным комплексом, умений налаживать контакт с группой и выразительного преподнесения материала.

3.7 Итоговое. Подведение итогов работы школы экскурсоводов «Знай! Люби! Гордись!». Рефлексия.

Критерии оценивания ЗУН экскурсоводов.

п/п

Ф.И. ученика

Умение находить и перерабатывать информацию по заданной теме.

Умение систематизировать и оформлять материал экскурсии.

Умение самостоятельно провести экскурсию в соответствии с алгоритмом.

Умение связать рассказ с показом.

Культура речи.

Артистизм и эмоциональность.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Критерии оценивания:

1 балл - отсутствие сформированных ЗУНов;

2 балла - слабо сформированы;

3 балла – не устойчиво сформированы;

4 балла – сформированы ЗУНы;

5 баллов – самостоятельно используют ЗУНы.

Учебно-методический комплекс

1.Дьякова Р. А., Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998

2.Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу-М., Профиздат, 1976г.

3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., ЦРИБ « Турист», 1992г.

4.Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. Учебное пособие.- М., ЦРИБ «Турист», 1981г.

5.Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие - М., ЦРИБ « Турист», 1986г.

6.Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс., Методические рекомендации-М., 1983г.

7.Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации-М., 1980г.

8.Краеведение, М., Просвещение, 1987г.

9. Колдаков А.И., Антонов Н.К. История образования слепых в Ульяновской области, Ульяновск, 2008г.

10.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1964г.

11.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие-М., Политиздат, 1978г.

12. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации-М., 1974г.

13.Савина Н.В, Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск,2004г.

14.Требования к методической разработке экскурсии, М., 1979г.

15. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.- Вестник образования-1997г.№6.

16. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии. - ж. «Дефектология»-1996г.,№1.

17. Журнал «Мономах». Областная типография «Печатный двор»1998г, 2000г.2002г., 2005г.

18.Маргерет Дэвидсон. Дитя ночи. -ООО « ИПТК «Логос» ВОС»., М.,-2007г.

Похожие статьи